Важные отличия жизни тракториста в Беларуси и Латвии Евгений уже определил. Клянчить запчасти и записываться на «список в магазине до заплаты» здесь не нужно. Но есть и другие отличия, с которыми Евгений не сразу свыкся…
Евгению Василькову 44 года. Почти четверть века, с 1997 года, он работал трактористом и комбайнёром в Беларуси. И вот уже несколько лет на тракторе он бороздит просторы в Латвии.
Попробовал всё, но захотелось чего-то нового
Знакомо? Вот и Евгений сказал, что ему давно хотелось что-то поменять в жизни. А годы шли, росли дети. После многих лет работы в Беларуси решиться на переезд было не просто, но тракторист рубанул по коробке и поехал!
На работу взяли беларуса без вопросов. Тракторист устроился на ферму возле столицы Латвии.
«Дома работал почти на всех тракторах, на всём, что движется ездил. Нет, наверное, трактора, которого не знаю – от советских до современных», – рассказал Евгений.
Про американский трактор John Deere у Евгения Василькова особое мнение: даже старый John Deere превосходит многие трактора других марок. Это совершенно другой уровень по комфорту и условиям работы. Но в Латвии его ждал сюрприз – работать ему пришлось на беларусском МТЗ! Правда, недолго.
«Ферма – немного не моё. Я привык к полям, просторам!», – ответил житель Гомельщины. – Потому нашёл другую компанию, где уже три года работаю. Оказалось, отличное начальство, условия труда. Небольшой фермер, три трактора. Поездил на МТЗ польской сборки. Правда, не всё в нём оказалось белорусское – поляки берут наши МТЗ 920 и ставят свои капоты, кабину. Но шеф посмотрел, как я работаю и купил мне трактор Case».
По словам Евгения, в основном, работают для населения. Здесь же всё частное, у людей свои земли. По 5 гектаров участки у сельчан.
«Кошу участки, фреза, разрабатываю участки под застройку. Есть фронтальник, кун, вилы, лопата. (Для тех, кому эти слова новые, это такие сельхозагрегаты, которые используются с трактором – прим. ред). Есть и грейдер, им ровняем дороги. Зимой снег чистим в городе», – рассказал Евгений.
Тракторист говорит, что сельскохозяйственное направление в его предприятии дополнительное. Основное производство – это дрова, угли, гранулы, брикеты. Евгений рассказал, что его начальник сам в прошлом был трактористом и имеет некую сентиментальность к профессии.
«В Латвии перестал стесняться, что я тракторист»
Тракторист доволен, что в отличие от прошлой работы в Беларуси, здесь нет проблемы, чтобы обратиться к начальству за необходимой запчастью или обслуживанием. Не отвечают, мол, иди скрути с трактора, что стоит под забором, или денег нет.
«В этом плане разница земля и небо. Дело в том, что это частная техника, потому за начальником бегать не нужно. Он сам даже следит, что надо, что вовремя поменять. Всегда ТО вовремя, 300 моточасов накатал и всё меняется – фильтра, масло. Понадобятся инструменты – сразу вопрос решается. У меня всегда лежит карточка, всегда заправляю полный бак. Ему нужно, чтобы я работал», – поделился впечатлениями Евгений Васильков.
Что удивило белорусского механизатора, так это отношение к трактористам в Латвии. Говорит, что здесь по-настоящему почувствовал, уважение к этой профессии от жителей, начальства.
«Совсем другое отношение к работе тракториста. Здесь перестал стесняться, что я тракторист. Здесь это почётно. В Беларуси ведь у многих в городах стереотипное мнение, мол, «фу, тракторист, колхозник». И даже детей, наставляя куда-то поступать, словно наказание, говорят, что трактористом будешь и в мазуте ходить постоянно. В Латвии совершенно не так, частная собственность влияет на отношение к профессии».
Солярку не крадут
В Беларуси часто в сводках происшествий видим, что ловят механизаторов, сливавших топливо. Как с этим борются в Латвии?
«Здесь всё по-другому, нет такого понятия, что всё вокруг колхозное, всё вокруг ничьё. Всё частное, и такого практически не встречается. У многих свой трактор – ты ж не будешь сам у себя красть солярку. Да и нет в этом необходимости – я зарабатываю честным трудом. Мне хватает денег на жизнь, копейку на топливо тут откладывать незачем. У меня лежит карточка фирмы на заправку, там всегда есть деньги. Я заправляю полный бак своей машины, отдаю шефу чек, а он потом высчитывает из зарплаты. У нас всё честно».
Про уровень зарплат и режим труда
«Оплата, в основном, здесь почасовая. Начинал работать за 5 евро в час. Сейчас зарабатываю 7 евро в час. Начальник уже пару раз поднимал зарплату, видя моё отношение к работе. Если по-нашему, в месяц, в зависимости от времени работы и переработки выходит 1200-1500 евро.
Время работы – с 8 до 17 часов, два выходных. Но, если хочешь работать – можешь больше, это твои деньги. Да и, например, бывают ситуации, что поедешь за километров 20 участок разработать. Наступает 17 часов, а тут осталось на час работы. Я ж не буду бросать, и завтра снова ехать. Лишний час оплачивается, почему ж не доделать?
Особенность, что начальство никогда не заставляет. Могут попросить, но чтобы нахрапом заставлять, такого не встречал. Однажды начальник посмотрел по погоде, что в понедельник дождь и предложил в субботу поработать за двойную оплату.
Зимой, когда снегопады, ты ж не будешь бросать, отработав до 5 вечера. А потом, когда снегопада не будет, могу посидеть дома то время, что переработал.
Здесь нет такого, как в Беларуси, что началась посевная, и ты без выходных с утра до ночи пашешь. На родине Радуница, люди идут в церковь молиться, а ты едешь на тракторе работать. И так из года в год.
В Латвии я наоборот сам прошусь поработать больше, когда жена на работе, делать нечего. Шеф ещё за меня переживает, мол, отдохнуть же надо. А у меня ж поначалу была привычка вкалывать по-колхозному, то и просил нагрузку большую часто», – говорит Евгений.
Как устроилась семья
С Евгением в Латвии его жена и двое детей. Супруга работает в сфере туризма, дохода семье хватает. Евгений говорит, что работу найти в Латвии не сложно.
Младшая дочь пошла в первый класс. Евгений говорит, что освоилась.
«В садике дочке очень нравилось, там и бассейн, и много интерактива, постоянно какие-то экскурсии и развлечения. А в школе с первого класса учит и латышский, и английский. Со второго класса им выдадут планшеты, и по ним будут учиться, не надо будет эти книжки таскать. Отметки ставят не в дневник, а приходят на телефон. Всё современно, в общем. А в плане общения дети быстро схватывают всё от других», — сказал Евгений.
Также, Евгений поделился, что в латвийской школе не собирают на ремонт здания, или шторы. Деньги родители могут собирать на дополнительные экскурсии, развлечения.
Старшая дочь выучила латышский язык на курсах, закончила колледж и стала парикмахером. Тоже уже работает в салоне. По словам Евгения, младшая дочь уже очень смутно помнит Беларусь. А старшая больше переживала во время переезда, но теперь привыкла.
Про жильё и отдых
«Сначала снимали трёхкомнатную квартиру, сейчас сняли дом в небольшом городке недалеко от Риги. Хватает и снимать, и счета все оплачивать, и на еду с магазина. Своего хозяйства ж не держим, никаких свиней и тому подобное. Хватает и жить, и погулять. Если человек не лентяй, работает, то он тут и живёт, и на развлечения будет. Через полгода работы я купил себе б/у Мерседес. Поездил, продал, купил в кредит машину новее. В общем, как у нас было, в магазин «на список» продукты не хожу брать».
Евгений рассказал, что часто путешествует. С семьёй изучают достопримечательности Латвии, но уже бывали и в других странах – в Литве, Эстонии.
«Очень часто на выходные стараемся куда-то проехать. Открываем гугл-карты, смотрим достопримечательности, сели и поехали. На выходные, на день, как желание будет. На прошлых выходных в Даугавпилс ездили, в позапрошлые – на море. Почему ж не попутешествовать и посмотреть, как люди живут».
Читайте ещё:
Коллекционер рассказал, как зарабатывает в Чехии и подрался в баре из-за Беларуси