В ночь с 6 на 7 июля в Беларуси отмечалось Купалье (Купайло – на полесском диалекте) – древнейший славянский языческий праздник Солнца и расцвета сил природы. Несмотря на столетия религиозных и политических потрясений, праздник дожил до наших дней и считается поистине народным. В деревне Соболи Березовского района он проводится уже второй год. Организаторы – уроженец деревни, художник и создатель скансена (музея под открытым небом) Анатолий Желудко и его семья.

Читайте "Першы" в:

И место для такого действа здесь самое подходящее – тихая деревня, не шибко тронутая техническим прогрессом; буйство природы; скансен, в котором через предметы материальной культуры как нельзя лучше ощущается связь поколений; древо желаний и древний каменный идол, у которого, не исключено, наши предки тысячу лет назад так же отмечали Купайло; канал Винец неподалеку – спрямленная былая река Винцва.

Художник Анатолий Желудко буквально создал из неперспективной деревни музей под открытым небом
Художник Анатолий Желудко буквально создал из неперспективной деревни музей под открытым небом

Празднование началось с официальной части – Дня деревни, а затем к вечеру незаметно перешло во вторую свою половину – Купалье, на которое и прибыла основная масса людей. В основном это были уроженцы Соболей или люди, чьи предки происходят отсюда.

Днём праздновали у бывшего магазина в Соболях, в котором сейчас также музей
Днём праздновали у бывшего магазина в Соболях, в котором сейчас также музей

География самая обширная – Брест, Минск, другие населенные пункты Беларуси, и даже отметились иностранные гости из Литвы, Москвы и Ханты-Мансийского автономного округа России.

Девушки делали венки
Девушки делали венки

Все на регистрацию!

Всех прибывших встречал стол регистрации с трехлитровыми банками березового сока, более крепкими напитками и разносолами. Ничего не подозревающих гостей ожидало внезапное окропление холодной водой и коварный вопрос распорядителя: «Нет ли у вас желания испытать второй пункт регистрации?». От заманчивого предложения пройти посвящение до конца – подегустировать напитки – не отказался никто.

Гостей встречали на юморной регистрации

Здесь же можно было угоститься и более основательно – пловом, ухой, жареной рыбой (все приготовлено на костре).

Готовили на улице

За столами трапеза превращалась в длинные задушевные разговоры односельчан, преодолевших, наконец, расстояния и встретившихся в деревне детства.

Приезжие уроженцы деревни Соболи вспоминали за столами былое
Приезжие уроженцы деревни Соболи вспоминали за столами былое

Даже принарядились и явились на свет последние жители деревни – древние бабушки – о существовании которых в обычное время и не догадываешься.

К сожалению, в этой деревне уже не много жителей

Художник создал из деревни музей под открытым небом

Анатолий Желудко без устали проводил экскурсии по скансену. В его доме-музее часто завязывались оживленные беседы между разными поколениями соболевцев, вспоминали родных и близких, друзей, случаи из жизни, изучали старые школьные снимки на стене, находили на них и показывали друг другу самого известного и успешного односельчанина – Юрия Чижа за классной партой.

Художник Анатолий Желудко, который создал из этой деревни музей
Художник Анатолий Желудко (слева), который создал из этой деревни музей

Коллеги Анатолия, березовские художники Сергей Казак, Николай Козак, Майя Веклич и Василий Мостыко устроили тем временем во дворе дома-музея пленэр.

Художники рисовали новые картины для музея

Но связующей нитью этого вечера было, конечно же, Купалье, символизм которого присутствовал везде. У музея «Крама» организаторы поставили телегу, полную луговых трав и веточек березы и дуба. Оживление возле нее не стихало ни на минуту: девушки, женщины и даже некоторые парни плели главное украшение празднества – купальские венки; примеряли, украшали лентами, сравнивали, у кого красивее и эффектнее.

Потом, уже в сгустившихся сумерках, все участники с этими венками на головах, с задорными песнями и переливами гармони, двинулись по главной улице на мост через Винец. Бросать венки в воду пришлось в полной темноте при свете звезд и мобильных телефонов. Но это лишь добавило в атмосферу магии и ожидания чудес.

Воз с травой поставили, чтобы все желающие могли сплести венки

Не существует какой-то одной строго прописанной процедуры ворожбы на венках. Кто-то всматривается в темную воду в надежде найти свой венок среди множества других и убедиться: поплывет он или нет, прибьется к берегу или останется на середине, останется плавать или утонет. А кто-то даже и не бросает, а уносит его с собой и оставляет в качестве оберега на весь последующий год.

Нашли ли папарать-кветку?

Практически весь купальский вечер сопровождается песнями под гармонь. Вот здесь-то во всю свою силу и раскрывается певучесть, лиризм и чувственность полешуков. К сожалению, традиционные песни, звучавшие в каждой полесской деревне, кажется, совсем еще недавно, новое поколение даже и не слышало. Но судя по тому, как жадно записывали они на смартфоны живое пение людей постарше, есть все-таки надежда, что наша песенная культура не исчезнет.

Пели песни и народные, и современные

Главным событием купальской ночи, как и положено, стало зажигание высокого костра, сложенного из старого деревянного бруса и сена. Костер – символ солнца, он наделялся магическими свойствами – в его огне должно сгореть все плохое: болезни, несчастья. И он же должен дать энергию жизни, благополучия и плодородия. Поэтому все участники с песнями включились в хороводы, а затем, по мере уменьшения пламени, самые смелые начали прыгать через огонь…

Куда ж без костра на Купалье…

Доподлинно неизвестно, удалось ли кому-нибудь в Соболях в эту ночь отыскать магическую папараць-кветку. Но магия древнего праздника все равно коснулась каждого его участника – незыблемостью человеческих ценностей, чувством сопричастности к своему роду и месту на земле, своим корням. Может быть в этих простых вещах и кроется главная идея праздника.

Читайте ещё:
Какие озера Беларуси считаются самыми прозрачными