И место для такого действа здесь самое подходящее – тихая деревня, не шибко тронутая техническим прогрессом; буйство природы; скансен, в котором через предметы материальной культуры как нельзя лучше ощущается связь поколений; древо желаний и древний каменный идол, у которого, не исключено, наши предки тысячу лет назад так же отмечали Купайло; канал Винец неподалеку – спрямленная былая река Винцва.
Празднование началось с официальной части – Дня деревни, а затем к вечеру незаметно перешло во вторую свою половину – Купалье, на которое и прибыла основная масса людей. В основном это были уроженцы Соболей или люди, чьи предки происходят отсюда.
География самая обширная – Брест, Минск, другие населенные пункты Беларуси, и даже отметились иностранные гости из Литвы, Москвы и Ханты-Мансийского автономного округа России.
Все на регистрацию!
Всех прибывших встречал стол регистрации с трехлитровыми банками березового сока, более крепкими напитками и разносолами. Ничего не подозревающих гостей ожидало внезапное окропление холодной водой и коварный вопрос распорядителя: «Нет ли у вас желания испытать второй пункт регистрации?». От заманчивого предложения пройти посвящение до конца – подегустировать напитки – не отказался никто.
Здесь же можно было угоститься и более основательно – пловом, ухой, жареной рыбой (все приготовлено на костре).
За столами трапеза превращалась в длинные задушевные разговоры односельчан, преодолевших, наконец, расстояния и встретившихся в деревне детства.
Даже принарядились и явились на свет последние жители деревни – древние бабушки – о существовании которых в обычное время и не догадываешься.
Художник создал из деревни музей под открытым небом
Анатолий Желудко без устали проводил экскурсии по скансену. В его доме-музее часто завязывались оживленные беседы между разными поколениями соболевцев, вспоминали родных и близких, друзей, случаи из жизни, изучали старые школьные снимки на стене, находили на них и показывали друг другу самого известного и успешного односельчанина – Юрия Чижа за классной партой.
Коллеги Анатолия, березовские художники Сергей Казак, Николай Козак, Майя Веклич и Василий Мостыко устроили тем временем во дворе дома-музея пленэр.
Но связующей нитью этого вечера было, конечно же, Купалье, символизм которого присутствовал везде. У музея «Крама» организаторы поставили телегу, полную луговых трав и веточек березы и дуба. Оживление возле нее не стихало ни на минуту: девушки, женщины и даже некоторые парни плели главное украшение празднества – купальские венки; примеряли, украшали лентами, сравнивали, у кого красивее и эффектнее.
Потом, уже в сгустившихся сумерках, все участники с этими венками на головах, с задорными песнями и переливами гармони, двинулись по главной улице на мост через Винец. Бросать венки в воду пришлось в полной темноте при свете звезд и мобильных телефонов. Но это лишь добавило в атмосферу магии и ожидания чудес.
Не существует какой-то одной строго прописанной процедуры ворожбы на венках. Кто-то всматривается в темную воду в надежде найти свой венок среди множества других и убедиться: поплывет он или нет, прибьется к берегу или останется на середине, останется плавать или утонет. А кто-то даже и не бросает, а уносит его с собой и оставляет в качестве оберега на весь последующий год.
Нашли ли папарать-кветку?
Практически весь купальский вечер сопровождается песнями под гармонь. Вот здесь-то во всю свою силу и раскрывается певучесть, лиризм и чувственность полешуков. К сожалению, традиционные песни, звучавшие в каждой полесской деревне, кажется, совсем еще недавно, новое поколение даже и не слышало. Но судя по тому, как жадно записывали они на смартфоны живое пение людей постарше, есть все-таки надежда, что наша песенная культура не исчезнет.
Главным событием купальской ночи, как и положено, стало зажигание высокого костра, сложенного из старого деревянного бруса и сена. Костер – символ солнца, он наделялся магическими свойствами – в его огне должно сгореть все плохое: болезни, несчастья. И он же должен дать энергию жизни, благополучия и плодородия. Поэтому все участники с песнями включились в хороводы, а затем, по мере уменьшения пламени, самые смелые начали прыгать через огонь…
Доподлинно неизвестно, удалось ли кому-нибудь в Соболях в эту ночь отыскать магическую папараць-кветку. Но магия древнего праздника все равно коснулась каждого его участника – незыблемостью человеческих ценностей, чувством сопричастности к своему роду и месту на земле, своим корням. Может быть в этих простых вещах и кроется главная идея праздника.
Читайте ещё:
Какие озера Беларуси считаются самыми прозрачными