«До поступления в училище я ещë не видел резцов по дереву»
– Денис, вы уроженец Ивацевичского района Брестской области. Расскажите немного про себя.
Так получилось, что до восьмого класса жил у бабушки с дедушкой, Марии Денисовны Мазалевской и Ивана Никифоровича Мазалевского в д. Кушнеры, а учился в Сеньковичской школе. После переехал в Юголин и 8-9 классы учился в д. Селец. Среднюю школу 10-11 классы заканчивал в д. Добромысль.
До армии оставался год, и я не определился ещë, куда мне поступать дальше. Классный руководитель – Михаил Константинович Козловский (в настоящее время директор школы) посоветовал поступить в Кобринское высшее профессиональное училище изобразительного искусства и народных художественных промыслов.
Закончив училище, получил диплом резчика по дереву 4-го разряда. Получается, что до поступления в училище я ещë не видел резцов по дереву и резных вещей даже.
В декабре 1998 года призывался в армию. Служил в Барановичах в 465 ракетной бригаде. По военно-учëтной специальности старший механик, водитель многоосной пусковой установки Точка У. В 2000 году участвовал в параде 9 мая. После службы 5 лет работал станочником-упаковщиком в ООО «Профитсистем» в Ивацевичах. Заочно поступил на техника-строителя в МГАСК…
Сейчас живу в Подмосковье.
– А почему резьба по дереву? Предки может этим занимались?
Из предков моих никто резьбой не занимался. Отец – Пëтр Степанович Аранский преподавал в Калинковичской музыкальной школе. Он очень хорошо играл на всех инструментах, в основном аккордеон и баян. В районных и областных соревнованиях баянистов занимал первые места. На республиканских соревнованиях участвовать не смог, так как тяжело заболел…
Мать – Тамара Ивановна Аранская – учитель белорусского языка и литературы. Большую часть своей трудовой карьеры проработала в Юголинской спецшколе-интернате. Вязание и вышивка были любимым увлечением в свободное время. Особенно красиво у неë получалось вышивать.
От домовой резьбы до скульптур
– Как стали работать профессионально? Вы работаете на какую-то компанию, или на себя?
С 2005 года резьба по дереву для меня стала профессиональным занятием. Работать начал на себя по заказам, в основном в Москве и Подмосковье. Сначала занимался домовой резьбой. Украшал бревенчатые дома резными наличниками на окна, двери. А также, различными причелинами, элементами по периметру дома. Закончив отделку снаружи, переходил на внутренние работы – это также наличники, арки, лестницы, балюстрады, колонны, декоративные полочки.
В 2010 году получил заказ на садово-парковую скульптуру. У заказчика на участке из-за короеда высохли 8 елей, и чтобы не выкорчëвывать их, пришла идея подарить им вторую жизнь в виде персонажей из русских народных сказок. С этого времени заказы на скульптуру стали преобладать в моей работе.
– Можно ли на этом зарабатывать в наше время? Насколько есть спрос на скульптуры и прочие изделия?
Конечно, резьбой по дереву можно зарабатывать. Но прежде всего нужно любить этот кропотливый ручной труд. И если мастер креативен и неповторим, если вкладывает в свои изделия частичку души, то и работы будут пользоваться спросом. А «сарафанное радио» заработает как надо. Немаловажно, конечно, уделять внимание рекламе в различных соцсетях и на торговых площадках.
Самый яркий представитель Беларуси на фестивалях резьбы в России
– Расскажите про свой опыт участия в конкурсах, фестивалях резьбы. Какой конкурс был последним, и его результаты?
С 2013г. начал участвовать в фестивалях по деревянной садово-парковой скульптуре. Я считаю, что для резчиков подобные мероприятия просто необходимы, особенно для начинающих. Работая на площадке, в рабоче-спортивной обстановке, бок о бок с мастерами из разных регионов России, а если это международный фестиваль, то и зарубежными мастерами, накапливается бесценный опыт. Фестиваль – это новые знакомства, новые предложения и потенциальные заказы, а также и реклама.
Из 13 фестивалей, в которых я участвовал по деревянной скульптуре, занял пять первых, два вторых и четыре третьих места. Это фестивали которые проходили в Чувашии, Карелии, Н. Новгороде, Череповце, Томске.
А вот в мае этого года состоялся 11-ый международный фестиваль деревянных скульптур в «Лукоморъе на Байкале – 2024», где я впервые принимал участие и мне посчастливилось занять первое место с композицией «Между двух огней». Лукоморье — это уникальный музей деревянных скульптур под открытым небом. Там находится более 250 скульптур. А тема фестиваля в этом году была «Свет и мрак, противостояние». За победу боролись команды из разных городов России. Также были зарубежные гости из Китая, Монголии, Турции, Ирана. И, собственно я, единственный представитель из Беларуси.
Кроме дерева, скульптуры изо льда и снега
– Зимой вы создаёте и ледяные скульптуры на разных фестивалях. Чем отличается резьба по дереву от изготовления ледяных арт-объектов?
Да, кроме фестивалей по дереву, проводятся множество различных фестивалей по льду, снегу, песку, сену, бетону. Я вот решил освоить ещë снег и лëд. Поскольку частных заказов на работы из льда и снега у меня ещë не было, приходится учится и набираться опыта участвуя в таких фестах. Мой опыт по льду был в Череповце и Вологде.
Если для работы по созданию деревянных скульптурных композиций предоставляется бревно сосны или осины, то для создания инсталляции из льда выдаëтся 10 ледяных блоков размером 100х50х25см. Блоки заготавливаются заранее на озере. При этом выбирают место где самый чистый и прозрачный лëд.
Из снега у меня пока только одна работа была. В Москве в парке Горького воял пару белорусских снеговиков в движении танца. Снег берëтся самый белый и чистый. Его привозят грузовиками и погрузчиком забрасывают, утрамбовывают в заранее возведëнную опалубку из влагостойкой фанеры. Обычные размеры снежной заготовки: ш3,5 х д3,5 х высота 4,5 метра.
Инструменты, а в частности, резцы и стамески для работы по льду и снегу, конечно отличаются от тех, которыми работают по дереву. Они в 2-3 раза больше и шире. Так же используются разнообразные тëрки и специальные зубатки похожие на гребешки, шириной от 4 до 20см.
Рукоятки у них, для удобства работы, могут состоять из 2-3 сегментов, которые вкручиваются одна в другую и могут достигать до 1,2-1,5м общей длинны. Но так же, как и с деревом, в работе со льдом и снегом широко используются электро- и бензопилы. Без них никак.
«Когда приходит время расставаться с работой, всегда возникает двоякое чувство»
– Ваши самые любимые работы. Что за сюжеты, где находятся?
Для меня мои работы все любимые. Потому что создавая, работать на «автопилоте», машинально, не получается. Всегда проникаешься сюжетом, в каждый квадратный сантиметр выкладываешь себя, частичку души, будь это наличник или объëмная скульптура. Когда тебе дают бревно, или кусок льда, получается так, что ты уже его любишь, и думаешь, как бы повернуть его так, чтобы отсекая всë лишнее, удалить какие-то изъяны. Сучки и синеву в дереве, пузырьки и трещины во льду.
Когда приходит время расставаться с работой, всегда возникает двоякое чувство. С одной стороны – радость, что родилось то, что было изначально в голове и визуализировал перед глазами. С другой стороны – грусть, что возможно больше эту работу никогда не увижу. Остаются только фото и видео на память.
Хотелось бы выделить мои фестивальные работы с отметкой за первое место: 2013 год: Чебоксары – это трëхглавый Змей-Горыныч из мультфильма.
2018 год: Лахденпохья (Карелия) – композиция «Я вернусь»: беременная девушка провожает мужа на фронт.
2021 год: Череповец. Пушкин держа книгу в правой руке, читает стихи на лавочке рядом с молодым деревцем дуба.
2022 год: Нижний Новгород – «Полëт Валькирии». Крылатая суровая дева-воин, выбирающая убитых. Прекрасные девы были помощницами верховного бога Одина. Их главной задачей являлась опека душ погибших.
2024 год. «Лукоморъе на Байкале», г.Ангарск. «Меж двух огней».
Суть сюжета в том, что наверное, каждый человек в своей жизни сталкивался однажды с жизненными проблемами, оказываясь между двух огней, где есть тёмная и светлая составляющие. Композиция состоит из трёх скульптур. На лестнице, ведущей к небесам, на пол пути сидит обычный мужчина, склонив голову от нависшей тяжести проблем. В костюме, значит не бедствует, и вроде как бы жизнь сложилась. Дом, жена, дети, бизнес…
Но вот, уже где-то там, за невидимой чертой, идёт не просто борьба, а сражение ангела света и какой-то чертовки. Ведь у каждого есть свой ангел-хранитель, который оберегает нас. И мы ведь знаем, что добро всегда побеждает зло, а свет растворяет мрак. Поэтому конечно в моей композиции ангел возвышается и доминирует над демоном.
Хотел бы фестиваль по резьбе на родине
– Есть ли ваши работы в Беларуси?
Кроме фестивальной географии, благодаря частным заказам, теперь можно смело сказать, что мои работы есть по всей России. От Карелии до Сочи и от Беларуси до Камчатки. В Беларуси, к сожалению, находится только пару работ. Это частный заказ на Бабу-Ягу в Барановичах. И Ивацевичский ДК заказали зубра 30х40см для выставки в Бресте.
Я надеюсь, что может быть, благодаря этой публикации появятся заказчики из Беларуси. А ещё лучше, спонсоры для проведения подобного фестиваля деревянных скульптур и у нас, в Ивацевичах, на день города. Такие скульптуры были бы хорошим украшением парков или, например, дворца Пусловских и других исторических достопримечательностей. У меня много знакомых мастеров, которые с удовольствием приняли бы участие в таком мероприятии.
– Представим, ребенок закончил школу и никак не может определиться, куда ему поступать. Можно ли ему идти учиться на эту профессию? Можно ли научиться резьбе, или тут нужен какой-то дар?
Конечно можно. Я сам был таким. Даже на уроках труда у нас не было резьбы. Но, здесь нужно сказать, как минимум должны быть задатки к рисованию. Также, немаловажные такие качества, как усидчивость, трудолюбие. Ведь подготовить инструмент, заточить качественно резцы, здесь нужно проявить терпение и характер. А если работать тупым инструментом, желание к резьбе по дереву быстро отпадает). Самый главный дар, который должен быть у будущего мастера – это доброта к окружающему миру и природе. И если есть тяга и желание, нужно побольше практики.
Ещё хочется вспомнить и поблагодарить нашего мастера по производственному обучению (1998г.), а теперь, депутата Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь – Демидовича Василия Николаевича. Так получилось, что он у нас преподавал всего лишь пол учебного года. Но за это время смог выдать нам максимум своих знаний и умений. Спасибо Вам, Василий Николаевич!
Читайте также:
Бесы мешали работать, но сотню куполов построил мастер из Брестской области