Банальной причиной длительного простоя грузовика на платной дороге стала… маленькая коробочка БелТол, которая считает оплату за проезд на дорогах. Из-за этого прибора водителю грозит штраф почти в три сотни евро. А в Беларуси, оказывается, до сих пор некоторые штрафы считают в евро по курсу Нацбанка РБ.
Простая история водителя начиналась так:
«Короче, заехали мы на Текстильщиков (в Гомере) на БелТол положили денег – 100 рублей. Оператор отдала эту коробочку, на которую зачислила деньги, – рассказал Шура Буханкин. – Девочка вообще одуванчик, красавица. Говорит, у вас на счету 143 рубля, устройство в порядке. Счастливой дороги! Съели мы последнее сало на выезде из Гомеля и поехали…»
Ехать Шуре с напарником надо было из Гомеля в Жлобин. Но проехав около 50 км от Гомеля, водители попали в «засаду»… На выезде из Гомеля проехали первую рамку (точка, где считывается проезд и списываются деньги на километраж), устройство пикнуло два раза. Подумал: «да послышалось, деньги ж положили». И продолжили путь.
Кто ездит по платным дорогам, тот в курсе, что если после проезда рамки устройство не пикнуло или пикнуло больше одного раза, это плохой знак. Однако на второй рамке устройство пикнуло уже четыре раза. Стоп! (За то, что деньги не списало, уже вырисовывалась повышенная плата на нарушение в 260 евро – прим. редакции).
По словам водителя, застряли они на этой платной дороге на 5 часов. И не из-за поломки автомобиля, не из-за какого-то происшествия, милуй Бог. Причиной всему была злополучная пластиковая коробочка БелТол…
А коробочка-то не ваша, Шура!
«Мы остановились, чтобы разобраться, в чём дело. Проверили личный кабинет – на счету всё те же 143 рубля. Звоним службу поддержки в Минск, диктую данные, – рассказывает водитель. – Девушка отвечает, что номер машины и номер устройства не совпадают.
Я говорю, да быть такого не может, мы по нему ездим! Опять проверяет – то не сходится. Я ей говорю, что цифры за 40 лет не путал. А она в ответ, что мол, надо вернуться в тот пункт оплаты 50 км назад и забрать свою коробочку.»
Шура сообразил, что ему выдали чужое устройство. Но предложение службы поддержки из Минска вернуться в Гомель, явно выглядело абсурдным. Ехать, чтобы на каждой рамке снова пикало и считало, нарываясь на нарушения? По словам водителя, совет оператора поддержки, что нужно взять металлизированный пакет, положить туда коробочку и вызвать такси, вообще показался издевательством.
«Мы в поле! Где мне искать металлический пакет?! Да и почему я должен вызывать такси из Гомеля, чтобы везти эту коробочку, если это косяк той девушки, что перепутала устройства?», – рассуждает Шура Буханкин.
Но в ответ, словно автоответчик те же фразы: «надо взять металлизированный пакет, вызвать такси, приехать обратно. А потом придёт штраф 300 евро». Девушка службы поддержки из Минска сказала, что она ничего не может сделать.
«Операторша поменяла коробочки. Напёрсточница! В Минске тоже не могут ничего сделать. Как такое возможно?! Этот металлизированный пакет я никогда не забуду. Думаю, даже куплю себе такой, чтобы хранить в нём что-то важное…».
Пять часов ожидания на трассе
После длительных и эмоциональных переговоров с работниками системы поддержки, операторами БелТол, всё же последние признали, что вина не водителя и сказали, что отправят доставку коробки в металлизированном пакете на такси.
Предлагали ещё объехать бесплатными дорогами. Но как? Куда ехать с трассы. Этот вариант был совсем уж никудышный. Водитель возмущался, что это же не его вина:
Прошло 5 часов… Вода заканчивалась, было жарко. А в грузовике на трассе среди поля водители терпеливо ждали свою «драгоценную» коробочку… На часах было уже 20-15. И о чудо! Чувак на такси приехал наконец-то, и привез металлизированный пакет со злополучной коробочкой.
Коротая время в ожидании и выдавая в эфир ролики в Тик-ток, Шура Буханкин, изливал душу народу, показывая на своём опыте людям, в какую дурацкую ситуацию можно попасть. Конечно, ситуация могла случиться, когда машина сломалась, колесо лопнуло, но стоять пять часов, чтобы за 40 км привезли этот злополучный пакетик, это слишком.
Шура иногда шутил, выдавая перлы, словно стендапер, типа: «если бы не пришлось стоять, то, как приличный человек, мог бы давно валяться под плотом уже пьяный». Юмор и простодушие водителя в этих видео, многим нравилось. Старались сочувствовать, поддержать, помочь советом.
Кто будет платить 260 евро штрафа?
Но остался важный вопрос: кто в данном случае должен заплатить 260 евро, а именно такая сумма по тарифам взимается как повышенная оплата за неоплаченный проезд? И если добродушный водитель Шура Буханкин не пошевелится, то эта сумма упадет пунктом расходов на организацию, которой принадлежит грузовик. Но бывает и такое, что руководители возлагают вину потом на водителя и страдает в итоге его семейный бюджет.
Шура Буханкин – очевидно, опытный водитель. Он не раз повторял, что штраф придётся платить. Тем более, и в службе поддержки, разводя руками, тоже говорили, что, увы, штраф прилетит в плечи по-любому. В комментариях под роликом Шуры Буханкина в его канале Тик-ток, несколько человек с обреченностью написали, что водители попадали в такую ситуацию и пришлось платить штраф.
То, что пишется в теории и законах и происходит на практике, известно часто расходится. И неудивительным образом не в пользу человека. Из той же практики, как утверждают водители, могут искать любые формальные причины, чтобы пополнить казну, и чтобы виновным стал водитель. И лишь наивные советчики, а такие есть ещё, верят в справедливость и честность.
Многие советы в комментариях под видео Шуры, мягко говоря, наивны и бессмысленны. К примеру, советовали обращаться в милицию, писать в прокуратуру, чтобы искали в действиях оператора мошенничество… Наверное, от чистого сердца хотели помочь. Но кроме улыбки, такие советы могут вызывать разве что сожаление правовой безграмотности. Люди не понимают, что даже признаков мошенничества, обмана в действиях девушки, которая перепутала прибор, не найдут.
Но попробуем разобраться с этой ситуацией и посмотреть, можно ли добиться справедливости? Из этого приключения на платной дороге, вины Шуры Буханкина в данном случае нет. Не вяжется по фактам, что он хотел прошмыгнуть на грузовике под рамкой незамеченным, чтобы 5 часов стоять на трассе. А вот по факту неоплаты повышенную оплату в 260 евро, на него могут повесить вполне.
Что гласит закон? И что делать?
То, что оператор признавал на словах свою вину – это хорошо. Но без ряда действий, это не избавит собственника автомобиля фактически штрафного тарифа за проезд без оплаты, когда будет составлен акт за нарушение. А в том, что такой появится, если вовремя не написать претензию, сомнений нет.
Правильным в данном случае будет cобрать, зафиксировать и задокументировать максимальное количество доказательств (документов, с временем, датой, фото, выписки телефонные звонков, фото, истребовать записи видеонаблюдения, если факт оплаты был на точке у оператора, звонки и т.д.). И не оттягивая время, направить претензию. Это можно сделать в электронном виде либо путём отправления по почте. Чем раньше это будет сделано, тем лучше. Рассмотреть претензию обязаны в течение 15 дней.
Кому и куда писать претензию
На предсказуемый вопрос, а куда направлять претензию, следует разграничивать и понимать, что оператором осуществляющим управление работой системы электронного сбора платы BelTol, а также предоставляющее иные услуги пользователям платной дороги от имени государственного учреждения «Белавтострада», является Иностранное ООО «Капш Телематик Сервисиз». А контролем оплаты за проезд по платным дорогам, рассмотрением нарушений, занимается другая организация – госучреждение Транспортная инспекция инспекция Министерства транспорта и коммуникаций РБ.
Чтобы изучить подробно, нужно вникнуть в 36-страничный документ мелким шрифтом, который называется: Постановление Совмина РБ от 30 апреля 2013 г. N 340 «Об утверждении Положения о порядке взимания платы по платным автомобильным дорогам Республики Беларусь и внесении дополнений и изменений в некоторые постановления Совета Министров РБ», претерпело 9 изменений и последнее дотировано 25.07.2023 N475)
Нужно обратить внимание главу 8 Постановления Совмина, которая называется: «ПОРЯДОК ПРЕДЪЯВЛЕНИЯ ПРЕТЕНЗИЙ ПО НАЧИСЛЕНИЮ И ВЗИМАНИЮ ПЛАТЫ ЗА ПРОЕЗД».
Пункт 69 гласит, что все споры и разногласия в связи с пользованием платной дорогой, начислением и взиманием платы за проезд, в том числе платы за проезд по разовому тарифу в автоматическом режиме и платы в увеличенном размере, разрешаются путем направления претензий. (в ред. постановления Совмина от 17.04.2020 N 241)
В данном случае это будет в государственное учреждение «Белавтострада». Об этом расписано в следющих пунктах:
- Претензии в связи с начислением и взиманием платы за проезд, в том числе платы за проезд по разовому тарифу в автоматическом режиме, предъявляются в государственное учреждение «Белавтострада». (в ред. постановления Совмина от 17.04.2020 N241)
- Претензии в связи с начислением и взиманием платы за проезд направляются одним из следующих способов, если иное не вытекает из настоящего Положения и не предусмотрено условиями договора пользования платной дорогой:
71.1. путем заполнения установленной электронной формы претензии на официальном сайте;
71.2. путем заполнения и регистрации установленной формы претензии в пункте обслуживания; (в ред. постановления Совмина от 17.04.2020 N 241)
Подача претензии в электронном виде
Для подачи претензий в электронном виде пользователям необходимо пройти авторизацию, заполнив необходимые поля:
- Адрес электронной почты.
- Проверочный код (символы на картинке).
После того как появится сообщение об успешной авторизации, на указанный электронный адрес Пользователя придет ссылка для заполнения Формы обращения. Ссылка может быть доставлена на электронный адрес в течение 5 минут.
Также претензии можно подать лично в ГУ «Транспортная инспекция» и в пунктах обслуживания клиентов системы BelToll.
По ссылке найдёте, как подать претензию: Подача претензии (beltoll.by)
Претензии излагаются на белорусском или русском языке. Письменные ответы на претензии излагаются на языке претензии. (часть вторая п. 79 введена постановлением Совмина от 25.07.2023 N 475)
Если претензия вовремя не поступит, то согласно п. 87 Положения, при наличии доказательств факта неоплаты или неполной оплаты в отношении определенного транспортного средства, должностные лица Транспортной инспекции собирают сведения об этом транспортном средстве на предмет наличия правового основания для освобождения данного транспортного средства от платы за проезд по платным дорогам и при отсутствии такого основания применяют в отношении пользователя платной дороги меры по обеспечению взимания платы в увеличенном размере.
И если акт о нарушение будет составлен, то после получения уведомления из транспортной инспекции в течении 15 дней можно будет писать претензию уже в этот орган. Подробнее о том, как подать об этом претензию в связи с начислением и взиманием платы в увеличенном размере в государственное учреждение Транспортная инспекцию инспекция Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь (220088, г. Минск, ул. Смоленская, 15-717), читаете по ссылке в пп. 76-78 Положения.
Более подробно ознакомиться, как происходит порядок определения нарушений и составления актов транспортной инспекцией, можно по ссылке: https://beltoll.by/violations
Для общего понимание надо знать, что существует 12 типов нарушений только использования прибора электронной оплаты. И в случае с Шурой Буханкиным, вероятнее всего будет применён тип нарушения №12. Это несоответствие прибора регитсрационному знаку транспортного средства. Впрочем, подробнее можно прочитать здесь: https://beltoll.by/images/downloads/ru/incident-types/Type_proishestvia-12.pdf
Где подвох и чего стоит опасаться?
Так как некоторые водители сообщали, что попадали в подобные ситуации, о которой рассказал Шура Буханкин, и с их слов, пришлось платить штраф, не будучи виновными, следует обратить внимание на раздел IV razdel-IV-glava-6v2.pdf (beltoll.by) в Постановлении Совмина РБ, который называется «ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ ПЛАТНОЙ ДОРОГИ.
Здесь есть как хорошие сведения, которые нужно знать и пользоваться, а согласно п. 67 пользователь платной дороги имеет право, к примеру на: получение в любое время на официальном сайте или в течение рабочего времени в пункте обслуживания и обслуживающей организации различной информации.
Но нужно помнить и про главу 7 «ОБЯЗАННОСТИ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ ПЛАТНОЙ ДОРОГИ». По ссылке вы найдёте, что это за обязанности: https://www.beltoll.by/images/downloads/ru/legal/razdel-IV-glava-7v2.pdf
В истории Шуры Буханкина также нужно просмотреть эти 24 пункта, а всё ли выполнил водитель? Чтобы не было потом сюрприза от транспортной инспекции, что какая-нибудь формальность и он в чём-то не убедился и не своевременно сообщил.
Субъективное мнение автора по ситуации Буханкина – всё он делал правильно. И если правильно оформит претензию, приложит доказательства и ссылки на законодательство, то её должны удовлетворить. Ведь очевидно, что у водителя не было ни вины, ни умысла. А действия были добросовестно направлены на устранение причин, чтобы продолжать движение, как-то прописано в Постановлении Совмина №340.
Если Шура Буханкин сообщит каким-то образом, как закончилась его весёлая история, в свою очередь, расскажем про это нашим читателям. А пока пожелаем ему удачи!
Если у кого-то есть подобные или другие истории, кто-то хочет задать вопросы – пишите на email: media.gnc1@gmail.com