На 2024 год в республиканском бюджете выделено 170,9 миллиона рублей на финансирование средств массовой информации. Это лишь на 5% больше, чем годом ранее. Учитывая прогнозируемый рост цен на 6%, в реальном выражении государственные СМИ получат меньше денег.
Основная часть этих средств будет направлена на поддержку телевидения и радиовещания (142,4 миллиона рублей). На производство национальных фильмов хотят выделить 14,2 миллиона рублей. Что касается периодической печати и издательств, то им полагается 6,7 миллиона рублей.
При этом финансирование в Беларуси печатных средств массовой информации из республиканского бюджета уменьшается на четверть. Зато телевидение получает на 7% больше, чем в предыдущем году.
Судя по всему, чиновники понимают: доверие населения государственным СМИ совсем не то, как хотелось бы. Не случайно целью государственной программы “Массовая информация и книгоиздание” на 2024 год ставится повышение уровня доверия населения до 42%. Это значит, что даже в условиях отсутствия альтернативы большая часть населения сохраняет свою скептическую позицию по отношению к пропаганде.
Кстати, взглянув на прежние данные, можно заметить: экономить на государственных СМИ начали с 2021 года. С того момента наблюдается устойчивая тенденция к сокращению расходов из республиканского бюджета на эту сферу. Одновременно растет доля расходов на национальную оборону и органы внутренних дел.
Значительные изменения происходят и на рынке печатных СМИ в Беларуси. Так, количество выпускаемых книг и брошюр в стране с 2010 года сократилось очень заметно. По числу книг наблюдается падение на 29%, а по тиражу — на 54%. Если рассматривать данные с 2019 года, то это снижение составляет 18% и 24% соответственно.
Что касается журналов и других печатных изданий, их число с 2010 года уменьшилось на 23%. При этом общий тираж снизился на 71%. Печатное слово все больше сдаёт позиции. Информация перетекает в цифровой формат.
Но существуют интересные особенности. Например, если проанализировать период 2010-2023 годов, то число научных и научно-популярных изданий осталось неизменным. А вот количество изданий для широкого круга читателей увеличилось на 11%. Любопытно также, что число рекламных изданий за это время сократилось на 90%. Как говорится, верным путём.., только непонятно куда он заведёт.
Возвращаясь к теме государственного финансирования в сфере СМИ в Беларуси, то многое выглядит логично. Потребление традиционных печатных изданий среди населения сокращается, люди все больше обращаются к цифровым источникам информации. К тому же местная информационная продукция часто уступает зарубежным аналогам.
Мягко говоря, современные методы работы белорусским государственным СМИ даются с трудом. А поскольку они не дотягивают до серьезного профессионального уровня, то сокращение финансирования кажется чиновникам разумным. В таких условиях все более важное значение приобретает повышение медиаграмотности населения и соблюдение информационной гигиены. Ведь в борьбе за деньги и влияние пропаганда будет становиться более громкой, агрессивной и беспардонной.
Читайте также:
Что не так с газетой “Целебник” и почему не стоит ей доверять