Чем прежде всего славен Барановичский район? Да хотя бы тем, что бо́льшая часть его сегодняшней территории, согласно версии белорусского историка и писателя, Николая Ермоловича, это земли легендарной Литвы. Той самой, что, зародившись в XI—XIII веках, просуществовала в виде Великого княжества Литовского вплоть окончательного своего раздела между Россией, Пруссией и Австрией в 1795 году.
Но отправимся мы в свое путешествие по этим краям не на банальном автомобиле, не на автобусе или маршрутке. И даже не на электричке… Пристегните ремни и вздохните поглубже, наше путешествие мы осуществим… на МАШИНЕ ВРЕМЕНИ! (Часть I. Еще до нашей эры…)
И начнем мы свой вояж по Барановичскому краю за тысячу лет до возникновения прародины белорусского государства – древней Литвы. Для этого направимся на юго-запад, в сторону деревни Подгорная. Именно там в урочище Моргач находится единственный в районе камень-следовик.
Что это такое и в чем его уникальность, спросит непосвященный читатель. Не мудрствуя лукаво, обратимся к Wikipedia: «Следовик – наиболее распространенный тип священных камней, почитаемых в славянских (русский, белорусский, украинский), финских (Карелия, Мерья) языческих обычаях. Это большие камни, обычно гранитные валуны ледникового происхождения, с углублениями в них. В некоторых случаях углубления напоминают следы ног, подобные тем, которые могут быть оставлены босой ногой на мягкой, похожей на глину поверхности (отсюда и название)».
Размеры барановичского экземпляра: длина (с запада на восток) — 170 см, длина (с севера на юг) – 136 см высота – 115 см. Длина следа – ок. 20 см, ширина следа – ок. 10 см, диаметр углубления – ок. 25 см.
Местные жители называю валун Святым или Асілкавым камнем. С первым названием связана классическая легенда про Богородицу, которая, убегая от царя Ирода оставила на камне след босой ноги. Классической мы назвали ее потому, что в белорусской мифологии многие камни-следовики связаны почему-то именно с Богородицей.
А вот вторая легенда – эксклюзивная. Согласно ей, след оставил на камне богатырь, сражаясь с врагами. В пылу битвы он случайно наступил на этот валун и силы его увеличились в десять раз. Враг был повержен, победа осталась за благородным героем.
Современные ученые считают, что наши далекие предки поклонялись камню. Есть даже версия, что в углублении сидел жрец или оно служило для поднесения даров духам. Кстати, те же ученые обнаружили рядом со следовиком древнее поселение I-го тысячелетия до н.э. – I тысячелетия н.э.
Любопытно, что и сегодня в углублении на валуне (неизвестно, то ли естественном, то ли специально выдолбленном в форме ступни) можно увидеть какие-то ленточки, монеты, обертки от конфет. Выходит, все еще почитают местные жители и путники Святой – Асілкавы камень в урочище Моргач, все еще верят в его чудодейственную силу!
Следующее место на карте Барановичского района тоже связанное с доисторическим периодом находится около шоссе Барановичи – Новогрудок, на берегу реки Сервечь, Это одиноко стоящий холм со стесанной вершиной. Первые поселенцы появились там в середине I-го тысячелетия до н.э., образовав городище железного века. Сейчас это памятник археологии эпохи раннего феодализма, культуры штрихованной керамики.
Но нам он интересен не только и не столько этим. Есть основания полагать, что там могла находиться легендарная Варута – первая столица ВКЛ, она же летняя резиденция князя Миндовга, она же его курия.
Впервые эту версию высказал еще в XIX веке Теодор Нарбут (1784-1864) – военный инженер, историк, публицист, исследователь литовской мифологии. Абсолютно убежден в этом был и белорусский историк, краевед, литературовед и публицист Александр Ельский (1834-1916). Не исключал версии местонахождения Варуты близ г.п. Городище Барановичского района и известный советский историк, член-корреспондент АН СССР Владимир Пашуто (1918-1983).
Новгородская летопись сообщает, что в 1252 г. Миндовг оборонялся от своих врагов именно в Варуте. Его противниками в летописи выступали племянники Тавтивил и Эдзивид, земли которых он захватил, и которые образовали союз с крестоносцами, дружинами ятвягов и галицко-волынских князей.
Кстати, во время осады Варуты неприятельские войска в качестве боевой тренировки провели между собой военно-спортивные состязания. Это был первый рыцарский турнир на Барановичской земле! Впрочем, одолеть Миндовга им все равно не удалось, а хитрый князь впоследствии сумел расколоть вражескую коалицию, а затем и одолеть своих неприятелей по отдельности.
В 60-е годы ХХ века московские археологи, проводившие раскопки на городище, нашли здесь обломки горшков, наконечники стрел и копий. Мощность культурного слоя достигала одного метра и содержала напластования культуры штрихованной керамики и древнерусской (XII-XIII вв.) эпохи.
Конечно, это не является стопроцентным доказательством расположения Варуты на данном месте (на эту роль претендуют еще с десяток мест и местечек в современной Беларуси и Литве), но вероятность все же достаточно высока. И приглашаем вас мы в эти живописные места, чтобы вы, проезжая в сторону Новогрудка или Барановичей «остановились на какое-то время, взобрались на пологий холм, оглянулись по сторонам и увидели эту юркую речушку, бескрайние поля с колосящимся житом, заболоченный луг у подножья, могучий бор, раскинувшийся невдалеке. Услышали ржание коней, крики воинов, свист стрел и удары мечей о железные латы и шлемы. И задумались о том, что история Беларуси, история вашего собственного рода начинается отнюдь не с октября 1917 года».
Спустя почти два столетия после приснопамятной осады Варуты в 1449 году в деревне Ишколдь, что в 36 километрах на северо-восток от Барановичей, началось строительство костела. Возводился он то ли на месте бывшего каменного храма, существовавшего еще в ХII веке, то ли и вовсе на месте древнего языческого капища.
История костела неразрывно связана с именем старосты витебского, любельского, мценского и смоленского, владельца имения и местечка Ишколдь – Николая Ивановича Немировича. Именно с его пожертвований началось строительство, и именно с его подачи костел между 1468 и 1471 гг. был освящен в честь Святой Троицы.
Сегодня это, пожалуй, самый старый из неперестроенных костёлов на территории современной Беларуси. Он представляет собой типичный образчик белорусской церковной готики. Размеры храма — 26,4×13,5 м. Прямоугольный в плане основной объём накрыт высокой двускатной крышей. Пятиугольная апсида выглядит более низкой. Интерьер разделён 4 столбами на 3 коротких нефа. Высокий фигурный фронтон осложнён нишами различных очертаний и размеров. Стены здания оштукатурены и побелены. Элементы готики можно встретить на сводах, главном фасаде и крыше храма.
Ни многочисленные войны, ни годы особо не отразились на внешнем виде храма. А вот внутреннее его убранство изрядно изменилось. В первую очередь, потому, что католический костел стараниями нового владельца местечка Николая Радзвилла Черного стал… реформаторской кирхой. Затем снова на стыке XVI —XVII вв. он вернулся в католичество, а после национально-освободительного восстания 1864 года был и вовсе переоборудован в православную церковь с граненым барабаном и характерной византийской луковицей на крыше. Снова католическим храм стал в первую мировую войну и оставался таковым до лета 1969 г., когда и вовсе был закрыт на долгих девять лет.
Пол тысячелетия простоял на барановичской земле Ишколдьский костел, но самые трагические события в его истории были связаны с веком ХХ-м.
Сначала большевики в 1919 году отвезли в Мирский замок обезглавили и бросили в колодец тело тогдашнего местного тридцативосьмилетнего ксендза Винцентия Лотаревича, «вина» которого состояла лишь в том, что он наотрез отказался… принять православие.
Гораздо менее кровавая, но не менее знаменательная история произошла в храме в самом конце шестидесятых. В костел после его закрытия приехали представители «компетентных органов», чтобы вывезти храмовое имущество. Когда доблестные военные, руководимые людьми в штатском, не вняли слезным просьбам и мольбам верующих оставить имущество в костеле, несколько женщин-прихожанок буквально улеглись под колеса грузового автомобиля, предотвратив таким радикальным способом вывоз предметов культа.
Кстати, теперь о той чудесной «истории спасения» напоминает появившийся в костеле цветной витраж с грузовиком, молящимися прихожанами, лежащими перед автомобилем женщинами и даже… с доблестными чекистами.
Поросшие березняком высокие холмы, что раскинулись к югу от деревни Старая Мышь, на берегу реки Мышанка, издалека довольно трудно принять за рукотворное сооружение. А между тем, это самое настоящее замчище, дошедшее до наших дней со второй половины XVI века.
История его трагична и в чем-то поучительна.
Изначально местечко Мышь принадлежало польской короне. Но в 1568 году король Польши и великий князь Литовский Жигимонт Август за ратные заслуги передал его и окрестные земли магнату Яну Каролю Хадкевичу. Тот приказал построить в своих новых владениях, а именно на стратегически важном Варшавском гостинце, мощный деревянный замок.
Без малого сто лет одним своим грозным видом удерживал он потенциальных неприятелей от всяческих поползновений. Этому способствовали внушительные размеры замка – 50 на 50 метров, высоченные валы – высотой до четырех метров и широкий – до 30 метров –ров, наполненный водой из речки Мышанки, достигавший в глубину 15 метров. По углам высились четыре сторожевые башни, на которых несли службу воины гарнизона.
Но настал год 1654-й, началась одна из самых трагических и опустошительных в истории Беларуси Тринадцатилетняя или Русско-польская война (1654—1667 гг.) за возвращение утерянных Россией в Смутное время территорий, а также за контроль над западными землями (ныне территории Беларуси и Украины), утраченными в XIV—XV веках.
Долго держалась осажденная фортеция, но в итоге все-таки пала. Новогрудский воевода Пётр Вежевич, возглавлявший оборону замка, отступил с частью армию в Слоним. Захватчики же, не имея возможности дальше удерживать замок, разграбили его и подожгли.
О характере военных действий со стороны неприятельской армии можно судить по докладам русских полководцев царю Алексею Михайловичу: «В городе Мыши литовских людей всех побили, которых застали, и языков взяли многих людей. И городок Мышь выжгли и со всем разорили без остатку…»
С тех пор замок, утративший свое стратегическое значение, ни разу не восстанавливался, а те рвы и холмы, что пока еще различимы опытным глазом, сегодня сродни шрамам, напоминающим нам об одной из самых кровавых страниц белорусской истории. Через какое-то время в ходе естественных природных процессов, шрамы эти неминуемо зарубцуются, слившись с окружающим ландшафтом. Это, конечно, печально, но не страшно. Будет гораздо страшнее, если со шрамами зарубцуется и наша память…
***
На этом наше путешествие вовсе не кончается. Просто мы взяли небольшую паузу, поскольку МАШИНЕ ВРЕМЕНИ тоже нужно немного отдохнуть, заправится топливом, пройти техосмотр…
Следующая наша экспедиция состоится довольно скоро, не пропустите отправление!
Смотрите ещё:
Георгий Яроцкий из Барановичей – герой НЕ нашего времени
Что посмотреть в Барановичах: как было, что стало, чем сердце успокоишь
Брестская крепость… в центре Барановичей
Орёл над площадью в Барановичах… В истории было и такое
Что посмотреть туристам в городе Берёза Брестской области
Что посмотреть в Ивацевичах: достопримечательности и связь с океанами
Руководителям бюджетных организаций в Беларуси предоставлено право утверждать штатную численность работников в меньшем количестве, чем…
Погром устроил на почте утром 21 ноября 2024 года 39-летний житель агрогородка Рясно Дрибинского района…
История произошла в октябре 2024 года, когда, будучи пьяным, местный житель ударил кулаком по лицу…
Импортные лекарства всё ещё можно найти на полках белорусских аптек, хотя теперь это получается не…
Необычный способ наказания придумал 42-летний житель Мозыря для своего ребёнка. Он сковывал его ногу цепью…
Отрицательные температуры воздуха стоит ожидать в ближайшую пятницу и на выходных 22-24 ноября 2024 года,…
Мы используем файлы cookies.