Помимо общих сведений о росте стоимости товаров и услуг, Белстат и Национальный банк отдельное внимание уделяют ценам на плодоовощную продукцию. Почему это и важно и что дорожает больше всего?

Читайте "Першы" в:

Официальная статистика не зря выделяет в своих отчетах изменение цен на овощи и фрукты. Во-первых, это важно, поскольку белорусы едва ли не половину заработка отдают на продукты. А во-вторых, цены на фрукты и овощи имеют ярко выраженную сезонность. Ее тоже нужно учитывать, оценивая общий уровень инфляции в экономике.

По данным Национального банка, в апреле 2024 года цены на плодоовощную продукцию были на 12,5% выше прошлогодних. Месяцем ранее прирост таких цен был менее заметен (+9,7%).

К апрелю прошлого года сильнее всего подорожал чеснок (+63,2%) и капуста (+50,8%). Также существенно дороже стали свекла (+37,6%), яблоки (+28,2%), морковь (+20,1%) и помидоры (+12,8%). Зато подешевели картофель (-15,9%) и лук (-13,3%).

Таким образом, темпы роста цен на плодоовощную продукцию в 2024 году в Беларуси вызывают тревогу. Они достаточно высокие и это один из факторов, который подталкивает общую инфляцию в стране вверх.

С другой стороны, в целом по экономике власти продолжают сдерживать цены административным путем. Благодаря этому общий уровень годовой инфляции сейчас оценивается официальной статистикой в 5,6%. Получается, что овощи и фрукты дорожают примерно в 2,2 раза быстрее, чем все остальное.

Ранее Национальный статистический комитет выдвинул свою версию, что происходит с инфляцией. На постепенный разгон инфляции в Беларуси обратили внимание и аналитики Евразийского банка развития.

В своем еженедельном макрообзоре эксперты банка отметили, что в годовом выражении цены в мае увеличились на 5,7%. Месяц ранее рост составил 5,6%. Инфляция непродовольственных товаров в последний месяц весны была на уровне 4,1% (после 3,9% в апреле). Цены на продовольствие повысились на 6,2%, а на услуги – на 6,9%. Так сохранился апрельский уровень.

Аналитики ЕАБР также считают, что в Беларуси государственное регулирование по-прежнему остается определяющим фактором динамики цен. «Высокий рост заработных плат и расширяющееся кредитование продолжают оставаться факторами риска для усиления проинфляционного давления», – отметили в банке.