Юлия Николаевич и Андрей Ярохович – семейная пара из деревни в Лунинецком районе. Они стали не только успешными фермерами, но и популярными блогерами.
Оказалось, честный деревенский контент приносит десятки тысяч подписчиков в соцсетях. О том, как строит бизнес молодая семья и сколько удается зарабатывать на продаже клубники со своих участков – Юлия рассказала Myfin.by.
– Юлия, как возникла идея зарабатывать на клубнике?
– Это семейный бизнес, который мы всей семьей ведем в Лунинецком районе (Брестская область).
Дело в том, что у моих родителей и у отца и матери супруга есть подсобное хозяйство. Земля находится в аренде – фермерством и реализацией занимаемся мы с мужем, моя семья и родители супруга.
Мы с мужем родом из деревни Межлесье. После девятого класса школы я переехала в столицу и училась в Минском торговом колледже. Затем поступила в БГЭУ.
Университет не закончила, так как не сдала экзамен на втором курсе. И, честно говоря, пока возвращаться к учебе не планирую.
Затем около 6 лет проработала в различных организациях торговли кассиром и продавцом.
В какой-то момент я поняла, что устала от города, – все чаще и чаще стала приезжать в деревню, помогала родителям с огородом. Параллельно завязались отношения с будущим супругом. Знакомы мы с детства – в нашей небольшой деревне живет всего 1000 человек.
Были друг у друга первой школьной любовью. После моего переезда в столицу разошлись. А спустя 8 лет снова встретились и в прошлом году – поженились.
– Все-таки вы вернулись в деревню?
– Да, в 2020 году наши с мужем родители начали заниматься клубникой. Мы с супругом подтянулись – понравилось заниматься ягодами.
Я начала вести блог в Instagram: рассказывала о том, что именно выращиваем и как живется в деревне. Мы быстро увидели обратную связь от подписчиков – блог достаточно быстро рос. Таким образом наши читатели становились покупателями, поэтому соцсети для нас – самый активный канал продаж. Здесь всегда публикуем информацию о том, где и во сколько будем продавать наши ягоды.
Вообще не ограничиваемся только ягодами – клубникой и голубикой. Например, мой отец выращивает овощи: картофель, свеклу и морковь – уже на протяжении 27 лет. Раньше привозили с мамой на реализацию в Минск, а теперь продают на местных ярмарках.
– Как делите обязанности?
– Сейчас сезон клубники – мы помогаем родителям выращивать ягоды и овощи, собираем всей семьей и продаем. Начинаем подготовку с марта. Вообще работа идет почти круглый год: в апреле сажаем, в мае – августе появляются ягоды, а с сентября по ноябрь – овощи.
Работа в деревне – это практически круглосуточный процесс.
Например, в сезон клубники брат Андрея и кто-то из родных встает в 03:00, чтобы через час быть на поле. С 04:00-05:00 приступают к сбору ягоды. Нужно успеть все сделать, так как с 09:00 обычно начинается невыносимая жара и работать становится довольно сложно.
Днем подключаемся с мужем – загружаем в машину ягоды и едем в Минск на рынки. Отмечу, что много времени занимает сама дорога: от Лунинецкого района до Минска – 250 км. 6 часов в день уходит только на дорогу в обе стороны. Стараемся продать за пару часов, чтобы до позднего вечера успеть вернуться в деревню. И так проходят все дни – только в дождь позволяем себе немного отдохнуть и набраться сил.
В мои обязанности также входит съемка наших рабочих процессов – все, что связано с блогом. Я открывала ИП на рекламные услуги, поэтому меньше работаю в полях. Я придумываю креативы, контент и все, что связано с моим блогом. А супруг Андрей занимается больше физической и технической работой: он в семейном бизнесе грузчик, водитель, автослесарь и продавец.
– Сколько нужно денег, чтобы начать свое дело в фермерском хозяйстве?
– Все зависит от того, сколько земли предоставят в аренду. В нашем районе многие хотят зарабатывать на клубнике, потому что у нас благоприятный для этого климат. Если начинать со средних размеров земельных участков, то необходимо около $10 000 на 20 теплиц. В одну теплицу нужно около 500 саженцев (стоимость за 1 шт. – от 0,2 рубля). Правда, можно вырастить их самостоятельно, но не забывайте учесть свой физический труд.
Когда семья Андрея начала выращивать клубнику – деньги были только на старый трактор.
Обошелся он в $2 500, однако это была выгодная покупка, без которой невозможно было бы проделывать различные манипуляции. Также нужно множество инструментов и расходных материалов, без которых невозможно заниматься фермерским хозяйством.
– Выращивание овощей и ягод – это сезонная работа. Как обеспечить себя финансово в другие месяцы?
– Как я и говорила, работа идет круглый год. У моих родителей около 3 гектаров картофеля, моркови и свеклы, а у родителей супруга – 3 гектара клубники. Это достаточно большие объемы, поэтому почти круглогодично нужно работать, чтобы был хороший урожай: закупать саженцы и работать с землей. Также зимой собираем технику и ремонтируем ее, чтобы подготовиться к сезону.
Конечно же, основной доход получаем в сезон. И наша цель – за этот период обеспечить все три семьи на оставшийся год. Зимой также подрабатываем на доставке овощей в Минск. А еще в блоге в Instagram около 104 000 подписчиков – с него тоже получаем заработок.
– Сколько удается зарабатывать?
– Сумма может варьироваться. Обычно это от $10 000 до $30 000 за сезон. Эту сумму мы делим на три больших семьи. Налог на землю составляет около 300 рублей в год.
– У вас достаточно много подписчиков в соцсетях, как удалось достичь такой цифры?
– У нас есть два аккаунта. В первом – больше 100 тысяч подписчиков, а во втором, который завела в прошлом году, 55 тысяч. Я начала показывать простую жизнь в деревне без прикрас – такой, какая она есть. Подписчикам понравился простой деревенский контент. Я снимаю старый родительский дом, бабушек и дедушек, работу в полях, старые фотографии. Наши подписчики рассказывают о том, что благодаря нам они чувствуют ностальгию и у них просыпаются воспоминания из детства.
Таким образом контент «вирусился», мы набирали просмотры и подписки. Также я активно общаюсь с другими блогерами – периодически мы обмениваемся рекламой. Всеми способами развивала наш блог, чтобы добиться такой активности. Я получаю много положительной обратной связи, поэтому останавливаться не собираюсь.
Продаем в основном через Instagram. Большинство покупателей знают, ценят и уважают наш труд. В блог вложено очень много креатива, сил и новых идей. Так как у нас уже есть аудитория, на рекламу деньги практически не тратим.
– А для чего решили завести второй аккаунт?
– Второй аккаунт завела скорее для заказов, чтобы отделить эту информацию. Так я могу быстро отвечать на сообщения клиентов, выставляю данные о том, когда и куда приедем на реализацию наших продуктов. В общем, все для удобства и оперативной связи с клиентами. Возможно, этот аккаунт тоже монетизирую со временем.
– В Беларуси фермерство стало достаточно популярной деятельностью. Не страшно было столкнуться с конкуренцией?
– Когда мы начинали около 5 лет назад выращивать клубнику – такой конкуренции не было. За последние годы, когда начали более активно вести соцсети, стали одними из первых, кому удалось быстро раскрутиться. Аудитория нас знает и доверяет нам. Вот тогда и начали появляться конкуренты, которые во многом копировали формат.
С каждым годом действительно становится все тяжелее «оставаться на плаву». Но я считаю, что в любом случае у каждого продавца будет свой покупатель.
– Каково это – быть фермером в Беларуси?
– У фермеров очень интересная и активная жизнь. Она всегда связана с движением и новыми знаниями. Работа с землей довольно непредсказуема, так как не знаешь, чего ожидать от природы и погоды. Например, можно посеять дорогие семена, а их просто снесет ветер. И вот – сотни рублей просто улетели в прямом смысле слова. И сложно предугадать, не повторится ли ситуация вновь. Также стараемся не останавливаться на достигнутом: всегда узнаем новую информацию о технологиях посадок и общаемся с другими фермерами.
– Как можно успешно совмещать профессию блогера и фермера?
– Думаю, что мне все же ближе блогерство, так как работа фермера предполагает тяжелый физический труд и нужный багаж знаний. И этим всем скорее обладают мои родные и близкие. Но у нас получился отличный тандем, где каждый занимается тем, что ему ближе.
– А с какими проблемами на начальном этапе сталкивались?
– В начале все упиралось в нехватку опыта и знаний. Хорошо, когда информация есть в общем доступе, например в YouTube. Там можно перенять опыт коллег. Например, мы посадили саженцы, которые не приняла земля. Что делать? Конечно же, приходится самостоятельно изучать проблемы и пути их решения.
Многие люди из деревни еще 20-30 лет назад боялись заявить о себе и стеснялись говорить о своем деле. Когда пять лет назад решили работать с клубникой – тоже начинали бизнес тихо и скромно. А потом, когда начали транслировать деревенскую жизнь в интернете, люди поддержали нас. Это дало мощный толчок вперед, который дал понять, что не нужно было стесняться. Если бы поняли это раньше – бизнес развивался бы еще быстрее.
— Серьезные промахи случались в фермерском деле?
– Пока, к нашей радости, такого не было. Случались только неудачные эксперименты. Например, в прошлом году построили рассадник. Это небольшая теплица, на установку которой потратили несколько дней. Посадили туда рассаду клубники – а она вся засохла.
Этот опыт дал понять, что в рассаднике была неподходящая температура и обилие солнечного света. Я бы не назвала это серьезной ошибкой, скорее просто неудачный опыт.
– Фермерский бизнес – это сложно?
– Конечно, и это не только про физический тяжелый труд. Мы, как и любой другой бизнес, постоянно сталкиваемся с рисками – это тяжело морально, нужно быть готовыми ко всему. Более того, мы зависим от внешних факторов, на которые не можем никак повлиять – например, на погоду.
Хотелось бы сказать, что еще 20 лет назад не существовало множества современных технологий, которые облегчают жизнь фермерам. Казалось бы, сейчас легко можно найти курсы, современные тракторы и другие машины – остается только брать и делать. Но нет, мир изменился, а благодаря распространенности социальных сетей – конкуренция на рынке значительно выросла. Поэтому не все так легко, как может показаться.
Читайте также:
В Брестской области жалуются, что фермеры разгоняют дожди
Практически каждый из нас пробовал чай марок Greenfield, TESS, «Принцесса Нури», кофе «Жокей» и «Jardin».…
Падарожжы па Еўропе – гэта заўсёды незабыўныя ўражанні, новыя месцы і культуры. Але разам з…
Трагическим днём 23 ноября 2024 года стал для 58-летнего рыбовода из Берёзовского района Брестской области.…
Сообщение о пожаре в жилом доме в деревне Гневчицы Ивановского района поступило ближе к пяти…
Ноябрь в 2024 году объявлен в Беларуси месяцем охотничьего туризма. Министерство лесного хозяйства неплохо зарабатывает…
В одной из групп в соцсети пинские водители обсуждали тех, у кого слишком яркий свет…
Мы используем файлы cookies.