Хорошие дороги стоят недешево, а белорусские власти не скрывают, что средств на развитие дорожного хозяйства в бюджете не хватает. Не решает проблему и существование в стране дорожного фонда. Средства приходится искать в резервах – что об этом известно?

Читайте "Першы" в:

За какие деньги в Беларуси собираются строить и ремонтировать дороги? Этим вопросом задаются не только водители транспортных средств, но и чиновники местного уровня. Им уже приходится объяснять, почему латание дорожных ям и новое асфальтовое покрытие положено не везде.

С учетом географического положения, Беларусь играла ключевую роль в транспортных связях между Россией и ЕС. Тоже самое можно сказать о логистическом коридоре между Балтийским и Черным морями. Поэтому в стране всегда уделяла особое внимание развитию своей дорожной инфраструктуры.

Откуда брали деньги на дороги раньше?

Еще недавно качество белорусских дорог принято было считать одним из главных национальных достижений. Однако сейчас об этом вспоминают всё реже. А вот о проблемах дорожной отрасли говорят, напротив, чаще.

Этому есть две основные причины. Во-первых, охлаждение отношений с соседями. Из-за санкций и последующих ответных мер закрылись многие пограничные переходы. Даже на тех, что остались, действует режим торговли, который серьезно ограничен теми же санкциями.

В результате значительная часть транспортно-логистического потенциала страны остается невостребованной. Это негативно сказывается на доходах дорожного фонда и бюджета в целом (не говоря о бизнесе).

Во-вторых, нынешние проблемы в дорожной сфере во многом связаны с потерей зарубежной финансовой помощи. До 2020 года в Беларуси успешно реализовывались многочисленные проекты при поддержке международных организаций. Они были выгодны для страны не только финансово, поскольку предоставляли доступ к недорогим кредитным ресурсам.

Выгода ощущалась и в инновационном плане: следом на современный уровень подтягивались дороги и вся инфраструктура. Однако после 2020 года реализация таких проектов в Беларуси остановилась. С дорогами приходится справляться своими силами, а их не хватает.

Ремонт оживленной автодороги в Беларуси начали за свой счет

В последние несколько лет наблюдаются заметные изменения в политике властей в отношении внешних долгов. Теперь страна предпочитает платить зарубежным кредиторам в белорусских рублях и в удобные для нее сроки. Это привело к окончательному разрыву контрактов на модернизацию дорожной инфраструктуры. Были потеряны не только возможности для реализации новых проектов, но и прерваны уже начатые работы.

Средств дорожного фонда недостаточно

Чтобы дороги не развалились окончательно, дополнительные средства приходится брать даже из резервного фонда Александра Лукашенко. В прежние годы такое просто невозможно было себе представить. Так, в Законе о республиканском бюджете на 2024 год (то же самое было и в 2022, и в 2023 годах) среди направлений расходования средств резервного фонда наряду с привычной поддержкой военных и госслужащих теперь упоминается необходимость финансировать расходы на дорожное хозяйство.

По идее, основную нагрузку по поддержанию и развитию дорожно-транспортной сети должен нести республиканский дорожный фонд. Но в 2024 году его расходы запланированы в объеме 1,9 миллиарда рублей. В тоже время ожидаемые доходы лишь 811 миллионов рублей, что покрывает 41% плановых расходов.

Недостающие средства власти вынуждены будут взять из республиканского бюджета. В конечном итоге это скажется на других расходных статьях, куда направляются отчисления от налогов. Причем такая ситуация сохраняется уже не первый год. Вот почему средства из международных финансовых организаций были крайне полезны.

Данные об исполнении республиканского дорожного фонда в Беларуси сейчас публикуются с очень большой задержкой. Например, самое «свежее», что есть в наличии на данный момент –– сведения за 2022 год.  Из них следует, что в том году дорожный фонд Беларуси был сформирован на базе доходов в размере 544 миллиона 554 тысячи рублей. А вот расходы составили 1 миллиард 18 миллионов 741 тысячу рублей.

Основным источником поступлений дорожного фонда, помимо поддержки бюджета, в 2022 году стал транспортный налог. Его доля составила 44,3% от общего объема собственных доходов фонда. Также существенно фонд пополнился за счет выручки за проезд по платным автомобильным дорогам Беларуси. Это принесло в республиканский дорожный фонд 43% всех доходов.

Перспективы выглядят туманными

Вместе с тем, эксперты отмечают, что уже по 2022 году было видно, что поступления сокращаются. Средств в виде государственной пошлины за выдачу разрешения на проезд по территории иностранных государств стало меньше на 60%. Поступления от использования платных дорог Беларусь за год сократились на 35%. Это привело к необходимости поднять платежи по транспортному налогу (+47%).

Одновременно расходы дорожного фонда в 2022 году выросли на треть по сравнению с ожидаемыми. Дополнительные средства были направлены на ремонт дорог (+84%), на их строительство и реконструкцию (+123%).

Примечательно, что Комитет государственного контроля не выявил больших финансовых махинаций в дорожной сфере. В отчете КГК приводится лишь сумма 9 миллионов рублей. Их можно было бы сэкономить в 2022 году при реконструкции и ремонте дорог. И это при суммарных расходах сферы в 1 миллиард рублей.

Так или иначе, очевидно, что средств, собираемых в дорожный фонд государством, недостаточно. Их хватает для финансирования лишь половины расходов по поддержанию дорожно-транспортной инфраструктуры. В результате поддержка республиканского бюджета становится с каждым годом только больше.

Учитывая постоянную потребность в капитальных вложениях, надеяться на сокращение расходов также не приходится. В нормальных обстоятельствах решением проблемы могли бы стать партнерские отношения с международными финансовыми организациями. Это позволило был рассчитывать на выгодные кредитные предложения местных или зарубежных банков.

Однако доступ к международному капиталу для Беларуси по-прежнему закрыт. Оставшиеся партнеры (например, Россия и Китай), вероятно, не окажут финансовой поддержки для модернизации дорожной инфраструктуры. Этим странам нужна ясная перспектива возврата средств. Что, в свою очередь, возможно только при нормализации отношений со всеми соседями.

Читайте также:

Какие дороги в Беларуси отремонтируют и построят в 2024 году