Наличных денег в Беларуси становится всё больше: этой тенденции уже не один месяц. В результате сейчас каждый восьмой рубль в экономике страны фактически работает в наличной форме. Это в три раза больше, чем в 2015 году.
Примечательность данного факта в том, как он соотносится с инфляцией. Из-за резкого скачка цен после февраля 2022 года «кэша» действительно стало становиться все больше. Но потом инфляция замедлилась, а вот наводнение экономики наличными деньгами не прекратилось.
К примеру, за 2021 год наличных в экономике стало больше на 596 миллионов рублей. Год спустя наблюдался рост уже на 2 миллиарда 173 миллиона рублей. За прошлый год «кэш» увеличился еще на 2 миллиарда 581 миллион рублей.
В результате к апрелю 2024 года объем наличных денег взял планку в 10 миллиардов рублей. Их доля в широкой денежной массе в экономике страны достигла 13,1%. Получается, что за 12 лет объем наличных вырос с 1 до 10 миллиардов рублей – в десять раз! При том, что цены за тот же период времени увеличились в 3,2 раза.
Многие помнят времена, когда банковских карточек как таковых в обороте вообще не существовало. Но постепенно безнал становился все более привычной формой расчёта. Считается, что для государства, бизнеса и населения в такой тенденции была масса плюсов.
Денежные потоки легко контролировались, бизнес быстрее оборачивал средства и экономил на инкассации. В тоже время население получило удобную форму расчета: кошелек иногда оказывался порой не нужным. Впрочем, у безнала были и оборотные стороны. Платежи стали зависеть от качества связи, в интернете подстерегали мошенники. А еще кредитные карточки загнали многих людей в долговую яму.
Тем не менее, плюсы безналичной формы перевешивали минусы. Причем, это был тот редкий случай, когда желания Национального банка, бизнес-сообщества и населения совпадали. Власти рапортовали об увеличении безналичных платежей и даже активно пропагандировали развитие платежных сервисов.
Изменения, которые старые происходить с белорусской экономикой и обществом после 2020 года, сломали эту тенденцию. Появились новые факторы, делающие безналичные платежи не только менее удобными, но и менее безопасными. Сейчас «серая зона» экономики развилась настолько, что доля наличных достигла рекордных отметок. Как считают эксперты, это является в том числе следствием обхода санкций.
К тому же власти получили так называемый сверхдоступ к информации о платежах бизнеса и населения. Далеко не каждый бизнес (и уж тем более не каждый гражданин) хочет быть настолько прозрачным. Зашаталось и доверие к банковской системе: многие предпочитают держать деньги под рукой.
В результате государство имеет расширяющийся теневой сектор, огромные неконтролируемые потоки денег и подорванную финансовую стабильность. Что будет, если представить завтра какое-то непредсказуемое событие? Ведь, имея такую наличность, люди массово побегут тратить «кэш» на валюту и товары. И потом придется им снова говорить: «Вы сами сделали девальвацию».
Все прошлые (когда-то даже успешные) усилия по восстановлению доверия к банковской системе могут пойти прахом. Получается, что популяризация безналичных платежей и развитие современных технологий расчётов провалились. Наличные, конечно, не вытеснят безнал полностью, но свою роль в расширении «серой зоны» играть продолжат.