Теперь уже мало кто помнит, что начавшая два десятка лет назад история агрогородков в Беларуси была связана с колоритным местечком в Брестской области. Речь про деревню Закозель в Дрогичинском районе. Сюда в 2005 году приезжал Александр Лукашенко, после чего у населенного пункта появилась надежда на возрождение. Однако этого импульса хватило лишь на несколько лет.
Здесь хватает достопримечательностей, однако не все из них, увы, прошли проверку временем. Чем и как живет нынче деревня Закозель, ставшая первым агрогородком в Дрогичинском районе — в нашем репортаже.
Закозель впервые упоминается с конца XIII века: тогда населенный пункт входил в состав Пинского княжества. В XVI веке имение считалось королевским владением, а спустя два столетия перешло к роду Ожешко. В результате Закозель стал родовым поместьем и оставался таковым вплоть до 1893 года. Род Ожешко был очень знаменит в разные периоды Великого княжества Литовского и Речи Посполитой.
Этот факт предопределил будущее местечка. В начале XIX века в Закозеле построили усадебный дом и винокурню, разбили пейзажный парк. В 1849 году здесь появилась часовня-усыпальница рода Ожешко – настоящее украшение усадебного комплекса (но об этом подробности ниже).
В конце XIX века имение продали графине Бобринской. Новая владелица внесла свой вклад: реставрировала усадебный дом, благоустроила парк. При ней в имении были построены винокуренный завод, молочная ферма, конюшня и многочисленные хозяйственные постройки. В ХХ столетии деревня побывала в составе разных государств, а в 1922 году сын графини – Алексей Бобринский, продал поместье. В дальнейшем оно поменяло несколько владельцев, последним из которых стал Кароль Толочко. Случилось это накануне Второй мировой войны.
В советские времена на развитии Закозеля, расположенного в 12 километрах от райцентра Дрогичина, сказалась мелиорация. Вокруг села и соседней деревни Воловель растянулась сеть каналов со стоком в Днепровско-Бугский канал. По данным последней переписи, проведенной в 2019 году, в Закозеле насчитали 474 жителя. К этому времени они уже являлись обитателями не деревни, а агрогородка. Причем, одного из первых в Беларуси. Как же так получилось?
В начале нулевых власти в Беларуси озадачились темой возрождения села, ради чего приняли целую государственную программу. Одна из ее целей была обозначена, как «повышения уровня жизни и благосостояния сельчан». Добиться этого предполагалось, в том числе, за счет придания некоторым деревням нового статуса – агрогородков. Одним из первых был объявлен Закозель, куда в мае 2005 года приехал Александр Лукашенко.
Тогда, объясняя суть затеянной реформы, он обратил внимание на то, какими должны быть создаваемые агрогородки. Новый статус населенного пункта обязывал максимально приблизить условия жизни сельчан к городским. То есть крестьянам обещали создать комфортный быт и возможности для всестороннего развития личности. Агрогородок был назван центральным звеном возрождения села: он должен быть привлекательным, неповторимым, с белорусским колоритом.
«Мы должны четко осознавать: будем строить и реконструировать на десятки будущих лет, а может и того больше, — заявил Лукашенко. — Все должно быть продумано до мелочей. Преображая таким образом сельские населенные пункты, мы сделаем еще краше облик нашей страны».
Он же пояснил, что создаваемые в Беларуси агрогородки должны быть привлекательными для молодежи. Сёла наподобие Закозеля должны пополняться молодыми кадрами, а потому приоритетом называлось строительство жилья.
Судя по всему, увиденное в 2005 году во время пребывания в Дрогичинском районе, настроило Лукашенко на позитивный лад. Идею с агрогородками было поручено развивать и претворять в жизнь. От чиновников потребовали «немедленно, без раскачки, развертывать работы по реализации программы».
Как вспоминают жители Закозеля, в первые годы после этого визита в агрогородке сделано было немало. Обновление коснулось не только молочных ферм и сельскохозяйственной техники, но и социальной сферы.
«За пару лет появились детский садик, шикарная столовая, амбулатория и даже гостиница, — делится местный житель Виктор. – Причем она никогда не пустовала: приезжало много командировочных перенимать опыт».
Каждый год в агрогородке и соседних деревнях вводили в эксплуатацию обычно по 6-7 новых домов. В народе их прозвали «президентскими»: это жилье, как правило, получали прибывшие после учебы специалисты. Так в Закозеле появились целые улицы, где жили только молодые семьи. В самом центре агрогородка в 2008 году возвели Дом культуры, рядом появилась детская школа искусств.
Тут само время пояснить, что все преобразования во многом связаны с деятельностью племенного завода «Закозельский». В 2000-е годы по белорусским меркам он считался вполне зажиточным хозяйством, где позволялось иногда экспериментировать. Однако в один момент, который не назовешь прекрасным, дела у племзавода разладились.
Почему так случилось – мнение сельчан расходятся. Кто-то сетует, что эксперименты в современных реалиях оказались слишком рискованными. Есть версия, что хозяйство стало «уходить в минус» после смены руководства. А некоторые из местных обывателей видят причину в хищениях и воровстве, что стало бичом для сельского хозяйства.
Как бы там ни было, пять лет назад племзавод «Закозельский» признали экономически несостоятельным. Он прошел процедуру санации, позволившую избежать банкротства. Для этого пришлось заключить мировое соглашение и реструктуризировать вся задолженность, которая «висела» на хозяйстве. Встать на ноги помогли бюджетные займы и спонсорская помощь со стороны ОАО «Гомельтранснефть Дружба». Как не удивительно, именно это предприятие по указу Александра Лукашенко закрепили за племзаводом.
Нынешнее руководство КСУП «Племенной завод «Закозельский» с оптимизмом оценивает текущую ситуацию на предприятии. В комментариях для государственных СМИ упоминается увеличение рентабельности, рост надоев-привесов и много чего еще. Также подчеркивается, что хозяйство помогает поддерживать благоустройство и социальную сферу сельских территорий.
Правда, проехав по селу, замечаешь, что новые жилые дома почти не строятся. Не так впечатляет и центр агрогородка, которым ранее гордились закозельцы. Рядом с почтой, Домом культуры и даже магазином — совсем немноголюдно. Догадки подтверждают местные жители.
«Молодежи у нас стало заметно меньше: кто на заработках, кто вообще в город перебрался, — разъясняет собеседник Виктор. – А если нет молодых, то и развлечений нет особых. Всё завязано на племзавод: хорошо, что он хоть как-то существует».
Кстати, прямое отношение к племзаводу «Закозельский» имеет еще одна местная достопримечательность. В начале ХХ века в селе построили винокурню, которая теперь имеет статус историко-культурной ценности. Как шутят местные старожилы, спиртзавод работал и при царе, и при поляках, и при колхозе, принося прибыль. Хороший доход имел с него и племзавод, пока в 2010 году оборудование полностью не выработало свой ресурс.
Вот уже долгое время трехэтажную постройку площадью почти 2 тысячи квадратных метров пытаются продать. Сам комплекс зданий бывшего спиртзавода считается образцом промышленной архитектуры начала ХХ века. Выглядит очень впечатляюще, а его характерной особенностью является отсутствие декоративных элементов. Большую часть фасада занимают высокие арочные окна: это позволяло обеспечивать естественное освещение производственных помещений.
Интересный факт: именно благодаря винокурне в Закозеле впервые на территории современного Дрогичинского района появилось электричество. Вот только желающих купить такой колоритный объект пока не находится. Отпугивает даже не цена, а исторический статус зданий, что не позволяет их снести – только реконструировать.
Считается, что главной достопримечательности Закозеля повезло больше: часовня-усыпальница рода Ожешко дождалась реконструкции. У этого объекта своя впечатляющая история. Для строительства пригласили польского архитектора Франтишека Ящольда, который проектировал знаменитый дворец Пусловских в Коссово. По задумке архитектора каплица-усыпальница в Закозеле должна была стать изюминкой неоготического стиля в здешних краях.
У здания два назначения: одно касается проведения богослужений, второе – стать криптой для захоронений представителей рода Ожешко. Еще в середине XIX века вокруг усыпальницы заложили парк, обустроив систему прудов, соединенную каналами. Пока можно только по историческим документам оценить всё великолепие самой часовни и территории вокруг. В советские времена она была заброшена и забыта. Лишь в 1993 году усилиями местного колхоза территорию стали приводить в порядок. Следующие полтора десятка лет поддерживать чистоту пытались исключительно на одном энтузиазме неравнодушных людей.
Проводившиеся в 2009 году археологические раскопки дали неожиданный результат. К удивлению археологов в склепе под каплицей нашли останки погребенных представителей рода Ожешко. Позже их перезахоронили неподалеку от часовни, а сама она спустя десять лет стала объектом реставрации. Большое участие в этом процессе проявила польская сторона.
К концу 2021 года с каплицы сняли строительные леса. За это время были восстановлены красивые витражи, которые можно разглядеть в оконных проемах. Кстати, до сих пор на фасаде здания сохранились два чугунных щита с гербами рода Ожешко. Завершить работы на памятнике архитектуры собирались в прошлом году, но планы поменялись. Минувшей осенью строительные леса снова закрывают фасады часовни. Реставраторы рассчитывают, что удастся подсушить своды, после чего работа на объекте продолжится ближайшим летом.
А что же дальше? Хотя средства на реставрацию выделяются из разных источников, будущее часовни-усыпальницы остается туманным. Местные жители признают, что православным этот памятник не особо интересен, а католиков в округе нет. Был расчет на потоки туристов из той же Польши, но теперь надежд на это мало. Пока по планам создание в каплице так называемого холодного музея. Но тут уже многое зависит, как сложится судьба самого агрогородка Закозель, переживающего непростые времена.
Читайте также:
Как живёт самая большая деревня Беларуси: с демографией – хорошо, но есть проблемы с пенсиями
Практически каждый из нас пробовал чай марок Greenfield, TESS, «Принцесса Нури», кофе «Жокей» и «Jardin».…
Падарожжы па Еўропе – гэта заўсёды незабыўныя ўражанні, новыя месцы і культуры. Але разам з…
Трагическим днём 23 ноября 2024 года стал для 58-летнего рыбовода из Берёзовского района Брестской области.…
Сообщение о пожаре в жилом доме в деревне Гневчицы Ивановского района поступило ближе к пяти…
Ноябрь в 2024 году объявлен в Беларуси месяцем охотничьего туризма. Министерство лесного хозяйства неплохо зарабатывает…
В одной из групп в соцсети пинские водители обсуждали тех, у кого слишком яркий свет…
Мы используем файлы cookies.