Эта деревня манила соседей-украинцев, приезжавших сюда не только работать (граница находится в 50-ти километрах от Октября), но и жить. Достопримечательностями стали здешняя церковь и древний ясень, а местное население сделало ставку на фермерство. Однако пока возродить деревню не вышло: в чем причина?
Как Камень-Шляхетский стал Октябрем?
Для начала немного истории. Населенный пункт известен с 1524 года как имение Камень и принадлежала дворянам Верещаковым. Затем она именовалась Камень-Шляхетский, а вот название Камень закрепилось за деревней по соседству. Ее лучше знают автолюбители, которые часто ездят по трассе М-10 «Кобрин – Гомель».
Что касается Камень-Шляхетского, то местечко располагается по обоим берегам Королевского канала (теперь известного, как Днепровско-Бугский). Возник он на Полесье еще в конце XVIII века, причем опробовать его решил лично король Речи Посполитой Станислав Август Понятовский. Так новый водный путь с той поры стали называть «Королевским». По каналу на запад шли небольшие торговые суда и лес из полесских пущ. Сегодня Королевский канал – это сохранившийся участок протяженностью 21 километр на территории Кобринского района.
Наличие водного пути благоприятно сказывалось на развитии Камень-Шляхетского. Сохранились данные, что в 1886 году в местечке насчитывалось 45 дворов, где проживало 590 человек. В начале XX века их число приближалось к 900.
Со временем жилых построек стало больше, а вот число жителей уменьшалось. К примеру, в 2009 году здесь насчитали 542 человека, а уже десять лет спустя – 480. Последние сведения датируются 2021 годом: в деревне были зарегистрированы 379 человек.
Кстати, «за польским часом» Камень-Шляхетский считался фольварком в Кобринском повете Полесского воеводства. Как не трудно догадаться, нынешнее название деревня получила после включения Западной Беларуси в состав БССР. Однако в архивах нашелся документ местного обкома коммунистической партии Беларуси (КПБ), датируемый 1940 годом. Постановление касалось образования Камень-Шляхетского сельсовета, в который вошли еще четыре близлежащих населенных пункта. В качестве Камень-Шляхетского деревня официально упоминалась по крайней мере до 1947 года. И только затем стала именоваться Октябрем.
Ясень и храм как символы деревенской биографии
Главной достопримечательностью Октября называют Свято-Покровскую церковь, построенную на окраине деревни в 1930-е годы. Деревянный православный храм внутри украшен двухъярусным резным иконостасом. Церковь была спланирована в виде православного креста и одновременно парусника. Храм признан памятником традиционного зодчества с элементами классицизма и мотивами готики. Теперь он внесен в список историко-культурных ценностей Беларуси.
Впрочем, современная «шыльда» на культовом здании утверждает, что построено оно в 1799 году. Местные краеведы не исключают, что речь идет о находившемся на этом месте костеле. Дело в том, что после подавления восстания Кастуся Калиновского в Беларуси повсеместно закрывали католические храмы. Так из Камня-Шляхетского костел перевезли в деревню Городец, где какое-то время использовали как униатский храм. По другой версии, костел был перенесен в Городец и поставлен в качестве православной церкви вместо сгоревшей униатской.
Но не только культовое здание считают жители Октября важной достопримечательностью своего края. Благодаря местным энтузиастам-краеведам многие теперь знают, что в старой части деревни растет огромное дерево. О возрасте ясеня существуют разные догадки, но, судя по всему, ему явно больше века.
«В 50-е годы прошлого столетия, когда моя мама была еще маленькой, то веревку перекидывали через толстые ветки ясеня, — вспоминает уроженка Октября. – Так получались самодельные качельки, да и вообще это старинное дерево стало настоящим символом».
Ясень доживает и до 400 лет. Считается, что он олицетворяет источник жизни и бессмертия. Его крона, ствол и корни соединяют небеса, землю и подземный мир. Ясень посвящен верховному богу Одину и символизирует плодородие, единство противоположностей, непобедимость и непрерывность жизни.
Теперь к древнему ясеню в Октябре водят на экскурсии не только местных школьников. Дерево оберегают и регулярно делают санитарные обрезки, чтобы продлить его долголетие.
Как демография влияет на перспективы Октября
Раз уж речь зашла о школе, то у нее также интересная и познавательная биография. Свою летопись учебное заведение ведет с 1913 года. Причем поначалу в Камень-Шляхетском существовала не только общеобразовательная, но и церковно-приходская школы.
В межвоенный период обучение детей велось на польском языке в начальных классах. Занятия не прекращались и в годы фашистской оккупации. Сохранились сведения, что тогда в школе было четыре класса, в которых училось около 160 человек.
В первые послевоенные годы для начальной школы в Октябре построили новое здание. В деревне просматривались демографические перспективы: так школа стала восьмилетней, а затем давала полноценное среднее образование.
«Долгие годы Октябрь считался очень благополучной деревней: все работящие, без криминала и воровства, — рассказывает местная учительница, которая попросила не называть своего имени. – Но потом присоединили соседнюю деревню Воротыничи, где дома стали покупать, скажем так, представители одной национальности. Совпадение или нет, но начались кражи. А еще происходили не типичные для Октября события, когда забеременели девочки-школьницы».
Хотя статус средней школы сохраняется, учащихся становится всё меньше. Учебное заведение в Октябре рассчитано на 189 школьников, но сейчас здесь учатся 90 ребят. В нынешнем учебном году количество сократилось на 10 человек.
«Мы уже знаем, что и следующей осенью будет точно меньше примерно на десять детей, – с грустью поясняет педагог. – Были времена, когда каждый год к нам приходили десяток-полтора первоклашек, а в 2023 году в школе появились два первоклассника. И хорошо, если их будет столько же в нынешнем».
Разумеется, что и нынешнее состояние остальной социальной инфраструктуры не радует местных жителей. Если ФАП (фельдшерско-амбулаторный пункт) в деревне еще остался, то по более серьезным причинам придется обращаться в участковую больницу в Городце. Этот агрогородок расположен в семи километрах от Октября.
Без колхоза и украинцев, но с «президентскими» домами
Затухание активной деревенской жизни во многом связано с исчезновением местного «колхоза»: так привычнее сельчанам называть агропредприятие. Более трех десятков лет в Октябре существовал колхоз с таким же как у деревни названием.
Старожилы вспоминают, как в 90-е годы по указанию «сверху» стали появляться типовые дома, прозванные «президентскими». Таким образом начальство пыталось заманить в колхоз рабочую силу из соседней Украины.
«Приедет оттуда одна семья, увидят, что хорошие условия – работа, бесплатные дома с удобствами, как в городе, где есть ванна и туалет, — рассказывает пенсионерка с Октября. – Следом едут брат-сестра, родители. Вот и «перетянули» многих: мы их прозвали «самари» — есть такая украинская деревня возле границы».
Но относительно «сытные» времена для местного колхоза закончились, а с финансами становилось всё хуже. В 2003 году хозяйство трансформировалось в сельскохозяйственный производственный кооператив «Королевский». Под этим названием агропредприятие просуществовало еще 11 лет и избежало банкротства по банальной причине. СПК «Королевский» просто присоединили к считавшемуся более благополучным ОАО «Городец-Агро».
Правда, теперь и этому хозяйству выставляют судебные иски. По данным сервиса kartoteka.by, в феврале 2024 года в экономический суд Брестской области иск почти на 11 тысяч рублей подало «Кобринское ЖКХ». Месяцем ранее тоже самое сделало предприятие «Брестводстрой» (на 145,2 тысячи рублей).
Проблемы с работой и надежды на фермерство
А какова судьба «президентских» домов и проживавших в них украинцев? Некогда бесплатное жилье заставили приватизировать: правда, обошлось оно не в такие уж большие деньги. Платежи растягивались на несколько лет и составляли примерно 25 рублей в месяц. Выкупив эти дома, их владельцы стали ездить на работу в Кобрин (он находится в двух десятках километрах) и другие места.
Судя по официальным данным, в Кобринском районе на середину марта имелось более 900 предложений по трудоустройству. Предложения из Октября в общереспубликанском банке вакансий отсутствовали, зато были из Городца. Так, в местную школу на полставки требовались педагог-организатор и психолог (зарплата от 400 до 550 рублей). Клубу на полную ставку нужны аккомпаниатор и руководитель кружка (640-680 рублей), магазину райпо – продавец (700-750 рублей). Самой «денежной» оказалась вакансия ветеринарного врача: в Городце такому специалисту готовы платить 1000–1100 рублей.
В самом же Октябре надежды на возрождение стали связывать с появлением фермерских хозяйств. Предприимчивые люди брали землю под яблоневые сады, для выращивания картофеля и овощей. Это опять-таки позволяло давать работу как местным жителям, так и приезжим с Украины.
В какой-то период приезжать «из-за кордона» перестали: ухудшились условия и оплата труда, потом вмешался коронавирус. Окончательно эта тема исчерпала себя после 24 февраля 2022 года. Война и закрытие пунктов пропуска на белорусско-украинской границе полностью изменили былые логистические маршруты.
Что касается «октябрьских» фермеров, то их бизнес пока держится. Но теперь расчет — только на свои трудовые ресурсы. На сезонные работы владельцы этих хозяйств набирают к себе преимущественно местных жителей.
Какие шансы на возрождение у Октября?
В деревне всё ещё много пустующих домов: они привлекают внимание у жителей расположенного неподалеку Кобрина. Если кто-то из местных готов отдать недвижимость за условную 1000 долларов, то покупатели находятся мгновенно. Но не только потенциальные дачники присматривают себе земельные наделы и постройки в здешних местах.
Пару лет назад живописную территорию неожиданно облюбовали байкеры. Они выкупили в Октябре дом и теперь деревня стала известна еще и своими слетами мотоциклистов. Фестивали байкеров под названием «VIVA POBAР» были организованы уже несколько раз и получались зрелищными. Местная молодежь, у которой не так уж много развлечений, надеется, что традиция мото-пикников получит продолжение.
С оптимизмом посматривают жители деревни и на перспективы развития одной из центральных улиц. После сноса пустующих домов там планируют построить магазин побольше — в добавок к имеющимся торговым точкам.
«Очень не хочется, чтобы судьба Октября была такой же, как у некоторых окрестных деревень: они либо стали «неперспективными», либо совсем исчезли, — делится местная жительница. – Верю, что у нас будет всё хорошо. К нам из Америки люди приезжали, собирались жить, но что-то не получилось. Но сейчас видим интерес у дачников. От этого радостно, и детям-внукам нашим веселее: не должна такая деревня умереть».