В Беларуси на портале службы занятости около 9 тысяч свободных вакансий для водителей с правами разных категорий. В дефиците и водители автобусов. Причём Межрегиональная ассоциация перевозчиков из Беларуси считает, что "ситуация в ближайшее время может стать только хуже". Почему ассоциация так считает, и в чём причина?

Читайте "Першы" в:

В Межрегиональной ассоциации перевозчиков (МАП) рассказали о проблемах водителей маршруток:

«Для работы на маршрутках сейчас требуется стаж от 2 лет. Где его наработать? Раньше стаж добирали на городских маршрутках. Здесь могли работать водители с категорией «D» без опыта. А уже потом они пополняли когорту тех, кто выходил на межгород. Но сейчас ситуация изменилась. Напомним, с 21 января вступили в силу изменения в Правила перевозок пассажиров. Для всех видов маршруток обязательным требованием для водителя стало наличие стажа не менее двух лет. Получается, работодателям надо расставаться с теми, кто уже принят на работу, но еще не набрал нужного стажа? Четкого ответа на этот вопрос мы пока еще не получили… Кроме того, в условиях дефицита необходимо еще где-то найти новых водителей. Как это сделать?» — рассказали в МАП.

Действительно, водителей дефицит. На сайте службы занятости есть около 9 тысяч вакансий для водителей с правами разных категорий.

Вакансии водителя в Беларуси
Вакансии водителя в Беларуси

Что повышать — зарплату, или престиж?

В ассоциации перевозчиков считают, что только повышением зарплаты проблему нехватки водителей не решить. По мнению организации важнее «вкладываться в престиж».

«Кажется, самый простой путь решения проблемы – увеличение заработной платы. Конечно уровень дохода водителей должен расти, но вряд ли проблему можно решить, если вкладываться только финансово. Игра на «повышение» среди работодателей может сыграть злую шутку со всеми. Пассажиры почувствуют на себе это в цене на билет, а перевозчик станет заложником «капризов» работника, который может требовать прибавки и грозить уйти к конкурентам, где точно заплатят еще больше. А вот вкладываться в повышение престижа профессии точно необходимо всем заинтересованным сторонам. В том числе и перевозчикам», — считают в МАП.

«Привлекать в профессию кадры нужно не только возможностью заработать, но и комфортными условиями для труда, а еще престижностью такой работы. Новая современная техника, уважительное отношение к водителю со стороны нанимателей и пассажиров, создание имиджа важной и востребованной профессии – все это может стать стимулом для выбора именно этой сферы», — добавили в организации.

Что говорят водители?

Водители высказали в соцсетях несколько мнений о информации про нехватку водителей в Беларуси.

Сергей: «Брать не хотят, стаж требуют и чтоб зарплату не просил. А так, да, требуются».

Demo: «Как всегда — требуются высококвалифицированные специалисты на низкооплачиваемую работу».

Sasha: «Может вина директора? Если бы он достойно оплачивал труд для человека, который зарабатывает на его фирму деньги, может бы водители не разбегались?»

Фуры на границе
Фуры на границе

Олег: «Если бы платили достойно, то работали бы водители. А то на водителей вешают работу экспедитора и работу грузчиков».

Игорь: «В Беларуси ЗП у водителей всё смешнее и смешнее. Только смех сквозь слезы. Чтобы заработать 2000р+/-нужно крутить 24/7».

Зато за границей тысячи водителей из Беларуси

В Польше ведётся статистика по иностранным водителям по количеству выданных свидетельств водителей. В 2023 году 18% водителей в Польше были белорусами, сообщал портал serwisy.gazetaprawna.pl.

Количество белорусских водителей в Польше растёт. По официальной польской статистике, в 2022 году 36 649 свидетельств водителя выдали специалистам из Беларуси. В 2021 году их выдали 22 378. А в 2020 году было 15 307.

Примерно столько же белорусских дальнобойщиков, водителей работают в транспортных компаниях Литвы. Причем, когда слышались призывы ограничить их количество, за белорусских дальнобойщиков в Литве заступился генеральный секретарь Союза перевозчиков Литвы (LVS) Сигитас Жилюс. В августе 2023 года он даже обратился к президенту Литвы.

«Может быть, настало время оценить, какой вред наносят Литве предложенные политиками квоты на профессии, находящиеся в списке дефицита? Хватит вставлять палки в колеса», – говорил Сигитас Жилюс.

В других странах Евросоюза дальнобойщиков из Беларуси значительно меньше. Как, например, в Германии, где нужно знание языка. Белорусским дальнобойщикам проще устроиться в польской или литовской компании и ездить по ЕС.

Как рассказал дальнобойщик Роман, который работает в польской фирме, он зарабатывает за месяц чуть более 2000 евро при километраже в 10 тысяч. Но он работает в сложных погодных условиях Скандинавии, потому на том направлении платят от 75 до 100 евро в сутки. На других направления в ЕС зарплата может быть в районе 70 евро в сутки.

Читайте ещё:
Парень работал водителем буса, чтобы Европу посмотреть