На единственном пропуске легковых автомобилей Тересполь-Брест (Варшавский мост) в полночь 23 марта 2024 года польские пограничники прекратили пропускать автомобили на транзитных номерах и экспортной декларацией с объёмом двигателя более 1900 куб. см.
Для тех, кто гнал автомобиль на транзитах в Беларусь, жест «на разворот», оказался полной неожиданностью. Нигде информации, что на погранпереходе будет что-то меняться, не было. Получить комментарий в субботу на таможне и в Дорожно-таможенном департаменте в Тересполе не получилось.
Те, кто многими часами выстаивают в очереди на выезд из Польши в Беларусь в чатах оптимистично пишут, что, может, наконец-то уменьшатся очереди. Транзитчики – одни из тех, кто объезжал километры очереди и вклинивался ближе к шлагбауму. Это вызывало споры, потасовки, которые доходили и до драк.
Но добросовестных людей, стоящих в порядке очереди, возмущала наглость этих объездунов, которые вклинивались впереди, и этой карусели не было предела. Если транзитчиков не будут пропускать, то есть надежда уменьшения очереди.
По мнению бывалых путешественников, надежды, что очереди на границе уменьшатся, связаны с тем, что в последнее время транзитом гнали не малолитражки, а автомобили более 1900 куб. см. На транзитах ехали и везли на лафетных прицепах удивительно льготные марки автомобилей. К примеру, Меrcedes-Benz-G-Class под 4 литра объёмом, называемых Гелентвагеном. Возможно, для какой-нибудь бабушки-инвалида. Или Porsche Cayenne объёмом в 4000 см. куб., для многодетной семьи безработных. Стоимость таких машин на автосайтах достигает более 100 тыс. евро.
Неужели наступили «крайние меры»?
Почему вдруг запретили транзит авто? На этот вопрос пока официальных комментариев нет. Известно, что Евросоюз ввёл 11-й пакет санкций против России ещё 23 июня 2023 года. В числе различных ограничений, был и запрет на поставку в Россию новых и подержанных машин с объемом двигателя более 1,9, а также электромобилей и гибридов.
Документ был опубликован и вступил в силу. Евросовет также включил в пакет санкций механизм «борьбы с их обходом», который позволит вводить ограничения против третьих стран. Говорилось, что Механизм будет применяться в крайнем случае и в последнюю очередь, когда коммуникация ЕС с подобными третьими странами или другие отдельные меры, устанавливаемые сообществом в их отношении, будут признаны недостаточными для предотвращения обхода санкций.
Но не было секретом, что через польскую границу автомобили с транзитными номерами и экспортной декларацией ввозили в Беларусь. Многие автомобили перепродавались и шли дальше в Россию.
Как повлияет очередной запрет на взаимоотношения стран, будут ли экономические последствия такого решения также заметны – время покажет. Однозначно, что продавать автомобили было выгодно и странам ЕС, даже бэушные и частным лицам. Немалые доходы на растаможке получал и бюджет Беларуси. А теперь от этой категории он однозначно уменьшится.
И вопросы, на который нет ответа: когда это прекратится? Сможет ли восстановиться диалог и сотрудничества между государствами. В конечном итоге страдают люди.
Читайте ещё:
Белорус выиграл люксовый BMW в лотерею