Парень работал водителем буса, чтобы Европу посмотреть

Житель Березовского района Сергей решил попробовать поработать водителем в Европе и поделился впечатлениями о своем первом опыте. Он впервые работал в ЕС, говорит, для него важно было посмотреть другие страны.

– Сергей, расскажи, как попал на работу на бус за границей.

– Как я туда попал? Знакомые ребята работали в Польше на бусах, наслушался их рассказов и решил, что тоже смогу. Тем более семье нужны деньги. Сделал рабочую польскую визу, автотранспортная фирма из Варшавы выслала мне для этого приглашение. И отправился в путь.

Отмечу, что я выбрал не модную нынче профессию дальнобойщика на фуре, а именно водителя грузового буса. И это был осознанный выбор.

Я никогда не был в Европе и решил совместить приятное с полезным: во время рабочих поездок максимально посмотреть другие страны. Люди, которые едут в турпоездки, платят за это деньги. Тут же получается, что я зарабатываю и при этом изучаю мир. Грузовик в основном движется по автобанам и промзонам, на нем не везде можно ездить. И он практически не дает тебе возможности еще куда-то подъехать и что-то посмотреть. А бус мобилен, ездит по городам и в плане возможностей сравним с легковым авто.

Работа моя в целом не сложная. По сути, это грузовое такси. Из фирмы скидывают на месенджер информацию, где у тебя загрузка. Ты едешь туда, загружаешься и отправляешься к месту выгрузки.

Я отработал 1,5 месяца и за это время посетил 13 стран, от Испании до Швеции.

У моря в испанской Валенсии

– Сергей, а что тебя больше всего впечатлило в Европе?

– Впечатлило многое, в каждой стране по-своему. Больше всего, конечно, Испания – Валенсия, Аликанте, потому что там и климат прекрасный, и у меня была возможность впервые побывать на море. Выгрузка у меня была в городах, но я потом специально подъезжал на берег. Затем Марсель. Это вроде одно и то же море, но воспринимается совсем по-другому. И у нас снег и мороз, а там я в шортах и солнцезащитных очках. Градусов +20С было, а то и выше. Но на ночь температура опускалась до +6…+8С.

А Нидерланды, может быть, страна и не хуже, но сейчас погода там не совсем комфортная. В целом по Европе захватывают пейзажи, очень разнообразная природа, от равнин и моря до гор.

Здесь я еще раз отмечу: моя идея поработать и одновременно посмотреть Европу сработала. В сравнении с грузовиками у меня были одни плюсы: я подъезжал куда угодно, как на легковой машине, и был абсолютно мобильный. И по возможности посмотрел, что хотел. Например, Эйфелеву башню. Специально заезжал в Бремен и погулял по площади, где стоит скульптура музыкантам. Старый центр города очень запал в душу.

Париж
«Будто дети выросли и осуществляют свои мечты»

Из того, что создано человеческими руками, впечатлило внимание европейцев к мелочам. Во всех странах настолько все пестрое! Какая-то плиточка, скульптурка, вывеска… Очень много позитивной информации отовсюду! У меня ощущение, как будто дети выросли и осуществляют свои мечты. Т.е. будучи детьми, они лепили свои цветные домики из пластилина, а сейчас, став взрослыми, они продолжают строить такие же дома, но уже большие. Конечно, за этим всем стоит экономика, но очевидно, что она работает в связке с мировоззрением.

Понравилось, что там существуют ограничения домов по высоте, одинаковость крыш – так создается стиль улиц. Может, люди сами к этому стремятся, я не знаю. Черепицу красную старую меняют на красную новую – так и должно быть. У нас же я видел такую проблему: человек построил себе хороший одноэтажный дом, а его сосед рядом трехэтажку. И этот одноэтажный дом просто потерялся, и, может, оказался даже в тени. А там такого нет. И это классно! Думаю, там работают в связке желание людей и закон.

У нас я вижу больше эффект толпы, когда, например, в моде сначала железобетонные заборы, потом железные. Так лучше какое-то время пожить вообще без забора и определиться, какой именно тебе нужен.

Еще признаюсь, вначале местами испытывал дискомфорт от каких-то непривычных нам вещей. Но потом стало даже интересно. Например, надписи на тех же заправках в разных странах на разных языках. Но быстро с этим разбираешься. И даже по магазинам в разных странах интересно походить и посмотреть. У нас ценники расположены под продуктами, а в некоторых странах сверху, поэтому надо быть внимательным.

Арка в Марселе, Франция
Помогают парковаться

Видел и вообще какие-то уникальные вещи. Например, в Испании есть люди из бедных сословий, которые приходят на стоянку и издалека машут водителям, показывая, что здесь свободно. При этом вся стоянка может быть и не занята. Водитель паркуется и дает этому человеку монету. Я спрашиваю: «В чем прикол? Стоянка же пустая». Они машут и выполняют вроде ерунду. Но на самом деле, когда ты едешь и не знаешь, что впереди, можешь просто не среагировать на стоянку. А тут тебе издали показывают, и ты уже заранее подготовлен. В случаях, когда стоянка забита под завязку и на ней всего два места свободных, то это становится очень актуальным.

Еще учитываем, что там есть кафешки, и водители хотят поближе к ним… Плюс эти люди помогают припарковать машину, чтобы ты никого не поцарапал. Помогают, когда ты выезжаешь. Они придумали отличный сервис. При том, что кто-то даст монету, а кто-то и не даст. Это меня впечатлило, у нас аналогов такого я не видел. И есть ощущение, что действительно не хватает такой дорожно-сервисной службы.

– Как ты оцениваешь сейчас свою работу? Тяжелая, легкая?

– По-разному. Местами тяжелая, местами нет. Бывает, логист поставит такую задачу, что у тебя вообще нет возможности поспать или спишь всего часа четыре. Но потом ты выполнил заказ и уже полноценно отдыхаешь и восстанавливаешься. Единственное, что ты наперед вообще ничего не знаешь; не знаешь, в какой момент тебе прилетит заказ. Практически как такси у нас. Например, я разгрузился в Германии и стою там в ожидании заказа.

А однажды я ехал часов 12, и проехал за это время более 1200 км, если средняя скорость буса 100 км/ч и чуть выше. Получилось так, что я хорошо отдохнул, и в этот момент мне поступил длинный заказ. Я и поехал до места разгрузки, и вообще дорога далась без напряга. А бывает, наоборот, от усталости глаза закрываются и обязательно надо остановиться на отдых.

Марсель, граффитист рисует на стене

– А где ты ночевал, питался?

– Жил в бусе. В нем есть автономный отопитель на солярке. Есть спальное место – «спальник». Все практически как у дальнобойщика. Дальнобойщики называют свою кабину «кабинетом», так у меня такой же «кабинет», только уменьшенный. Познакомился я как-то с одним водителем буса под два метра ростом, и он совсем не жаловался на дискомфорт, т.е. нормально помещался.

А вот насчет питания поначалу было тяжеловато, потому что никогда раньше я не жил и не питался в таких условиях. Перед поездкой все закупаются продуктами в Польше, потому что они там дешевле. Я также приобрел горелку, газовый баллон, сковороду, набор посуды. Готовил еду себе сам, например, яичницу жарил. И даже впервые в жизни сварил суп! И не какой-нибудь из пакетика, а настоящий! Я чистил картошку, засыпал свои макароны… Когда готовил, думал: «Какая это роскошь газовая плита дома!». Вот так узнаешь цену вроде мелочам, к которым привык и в обычной жизни не замечаешь.

– А где останавливался на ночевки, отдых?

– Останавливался и на паркингах, и вне их – когда, например, у тебя выгрузка в городе. Просто своему менеджеру сообщаешь, что «я отъеду туда-то и туда-то, можно?». Он дает добро, и ты отъезжаешь. Но преимущественно на паркингах, потому что стоять в других местах мало где можно, не хочется на штраф попадать.

На паркингах и заправках есть душ. Кто работает постоянно, им намного проще – они знают все точки. В Голландии мне один такой бывалый посоветовал: «Вот там есть точка с душем, бесплатным вай-фаем». Это вроде мелочи, но тот же вай-фай для меня тоже был как роскошь. Например, водитель, работающий преимущественно во Франции, покупает французскую симку. А если ты работаешь по всей Европе, то какой-то универсальной европейской симки нет, по крайней мере я о такой не знаю. А интернет в роуминге дорогой. Значит пользоваться интернетом можешь лишь в точках с бесплатным вай-фаем, расположение которых тоже надо знать.

Антикварный магазин во Франции

– Какие-то курьезные случаи были?

– Со мной произошел один вроде ничего не значащий случай, но он меня потряс до глубины души. Очень хотелось курить, курильщики меня поймут. А у меня оставалось совсем мало денег, и я подошел к одному дальнобойщику с просьбой продать пару сигарет. Он же взял и подарил мне целую пачку Мальборо! А до того мне пришлось купить пачку сигарет за 14.99 евро, там дешевле не найдешь. Т.е. незнакомый человек сделал мне такой дорогой подарок! К слову, весь европейский табак мне не понравился, качество сигарет никудышнее. Почему так – я не знаю. Белорусские сигареты, даже дешевые марки, качественнее однозначно.

– О плюсах ты упоминал. А какие были минусы работы?

– Однозначно, то, что для меня было плюсом, для многих это минус – ненормированный график. У дальнобоев ты строго едешь по графику вплоть до плюс-минус минут. А в грузовых бусах это напрочь отсутствует. Ты имеешь право по закону отдыхать, но ты его обходишь. Потому что я не могу по щелчку или команде заснуть. У меня организм действует по-другому: мне нужно ехать до появления чувства усталости, и тогда я могу хорошо поспать. У дальнобойщиков же: хочешь-не хочешь, а ты обязан отдыхать, хотя у тебя еще может быть много энергии и спать совсем не охота.

Минус для всех водителей – относительное одиночество. Хотя со временем к этому привыкаешь. Есть даже случаи, когда водитель находит эту среду комфортной. Конечно, приезжает домой, рассказывает, как он скучает по семье, но на самом деле этого нет, и он вскоре уезжает снова. Безусловно, есть в таком образе жизни и свой плюс – тебе никто не выносит мозг.

Памятник во Франции. Аристид Бриан, был премьер-министром в начале 20 века

– Опасности?

– Коллеги пугали, что особенно опасен Марсель, может быть, самый криминальный город Европы. Но об этом я просто не думал. Да, там много африканцев, арабов, но они на меня особо не обращали внимания. Водители стараются находить паркинги, где много людей. Но жулики именно на тех паркингах и орудуют, потому что там большая концентрация дальнобойщиков. И солярку сливают, и вещи воруют, и т.д. Поэтому, если ты сделал остановку где-то в городе, у тебя больше шансов быть незамеченным криминалом.

– Что бы перенес сюда из увиденного?

– Отношение к месту, где ты живешь, я бы сказал, отношение с любовью. Заметно, что европейцы любят свое. И заметна солидарность людей в этом деле. Допустим, стоит многоэтажка и на ней новогодние огоньки. У нас в каждом окне все по-своему: как вздумается и гирлянды всех цветов. А там, например, есть дом зеленого цвета или дом розового… Встречается, конечно, и вразнобой, но таких стильно оформленных домов много, и они заметны. Второе, всё обоснованно и логично. Мне, как водителю, это в первую очередь бросается в глаза на примере дорожных знаков. Знаки, таблички, разметка – на процентов 95 все это уместно, четко, информативно.

Понравилось автоматическое регулирование движения на перекрестках – время горения светофора изменяется в зависимости от загруженности полос.

Я был в восторге и от дорожных колец – обалденная штука, сразу снимает кучу проблем. Почему у нас в Берёзе не сделать кольцо на «Военторге» у самолета? Некоторые жалуются, что во Франции их слишком много. По мне лучше много, чем мало.

Бутик в Бяла-Подляске, Польша
«Хотелось бы перенести к нам культуру на дороге»

Что еще очень хотелось бы перенести к нам – культуру на дороге. Это однозначно! Настолько у нас культура низкая. Например, выезжая из какой-то пробки, надо все самому контролировать, особо не рассчитывая, что тебя выпустят-не выпустят. У нас это все очень непредсказуемо. Там же, например, у меня были грязные зеркала и мне надо повернуть. Я включаю поворотники и смело поворачиваю, зная, что в этот момент никто меня не будет обгонять. Если пробка на автобане, люди понимают, что она вызвана каким-то происшествием, и они автоматически разъезжаются, предоставляя путь скорой, полиции, пожарным. Т.е. люди сами делают свободную полосу. И такая осознанность потрясает!

С другой стороны, я был свидетелем, когда возвращался в Беларусь на рейсовом автобусе, как в многокилометровой очереди на границе наш мужик протянул парня на капоте. Вщемился в очередь. Пацаны из соседних машин: «Куда?». А он наглец и ему все равно. В итоге и по шапке получил, и еще полицию вызвали. Хам был проучен.

Еще из недавних наблюдений нашей «культуры» вождения. Обгоняет меня BMW древняя. И тут же через 500 м становится на стоянку. Какой смысл таких действий? Думаю, уличные гонщики есть и у них, но в разы меньше, чем у нас.

Из того, что не понравилось в европейских странах – излишняя регламентированность: здесь вы стоите, здесь сидите, здесь едите. У нас, несмотря на обилие запретов, с этим проще, можно и к лесу подъехать, и костер пожечь…

Бездомный спит в Бремене

– Как тебе зарплата? Устроила?

– На бусе график работы практически тот же, что у дальнобойщиков, но оплата примерно на треть меньше – от 50 евро в сутки; у дальнобойщиков она 80-85 евро в сутки. Думаю, это связано с тем, что грузовики перевозят больше товара и на бОльшие суммы. Да, раньше водить грузовики было сложнее, но сейчас у них и видеокамеры, и прочее оборудование.

Меня немного расстроило отношение фирмы. У них большой штат и водителям внимания особо не уделяется. О многих вещах меня как новичка не предупредили, поэтому я иногда попадал в какие-то проблемные ситуации, из которых приходилось самому выпутываться. И я рассчитывал на аванс на карту, но так его не дождался. Хорошо, что с собой было немного денег из дому. Но обещанную зарплату мне заплатили, с этим вопросов нет.

– Сергей, каковы твои дальнейшие планы? Будешь продолжать на работать бусе?

– Нет. Хочу пробовать что-то другое, уже нашел новую работу. Но даже если бы меня и не ждали в другом месте, поездил бы еще на бусе, но не долго. Дальше меня это просто перестанет впечатлять. Как я говорил, для меня это была прежде всего возможность посмотреть или открыть другой мир.

Мне еще чем не нравится эта работа. Она напоминает ситуацию с гастарбайтерами в России. Они приезжали, ничего не умея, на стройке чему-то учились, и застревали на этом уровне на долгие годы, не стремясь развиваться дальше. Их все устраивало. Так же сейчас происходит и с водителями. Ребята идут туда ради заработков, они в это втягиваются, и потом на что-то переключиться уже не могут, потому что ничего больше не умеют. А я сторонник постоянного развития.

– Хотелось бы в какой-то стране задержаться, пожить?

– Нет. Они по-своему хороши и со своими нюансами. Но если и пожить, то во всех одинаковое время.

– А что там купил за время поездок?

– Ничего. Не знал, что оттуда надо везти. В супермаркетах в принципе то же, что у нас.

– Этот опыт как-то изменил тебя?

– Многое, основываясь на своем жизненном опыте, я предполагал. И многие мои ожидания действительно оправдались. Сказать, что очень сильно удивлен, то нет. А если удивлен, то банальным вещам типа этикета на дороге. Но в принципе, опыт был полезен и наверняка мне в жизни пригодится.

Читайте также:
Как живёт беларус на острове Шри-Ланка

Recent Posts

Мужчина психанул на почте и напал на женщин, одна умерла

Погром устроил на почте утром 21 ноября 2024 года 39-летний житель агрогородка Рясно Дрибинского района…

21.11.2024

В Ивацевичском районе мужчина избил родственника-инвалида

История произошла в октябре 2024 года, когда, будучи пьяным, местный житель ударил кулаком по лицу…

21.11.2024

Как различаются цены на лекарства в Беларуси и за рубежом

Импортные лекарства всё ещё можно найти на полках белорусских аптек, хотя теперь это получается не…

21.11.2024

Отец приковывал сына на цепь к батарее

Необычный способ наказания придумал 42-летний житель Мозыря для своего ребёнка. Он сковывал его ногу цепью…

21.11.2024

Ждать ли морозов в пятницу и на выходных 22-24 ноября

Отрицательные температуры воздуха стоит ожидать в ближайшую пятницу и на выходных 22-24 ноября 2024 года,…

21.11.2024

Ушёл из жизни уроженец Пинска, ставший выдающимся учёным

В Германии умер Михаил Еремец, работавший в области физики высоких давлений и сверхпроводимости. Белорус был…

21.11.2024