Лицо святого Иосифа изображено в левом верхнем углу картины, известной как «Мадонна делла Роза» (или Мадонна с Розой ).
Описание картины:
Дева Мария держит младенца Христа на руках. Святой Иоанн вручает ему ленту со словами «Agnus Dei». Святой Иосиф на заднем плане наблюдает сцену. Латинское «Agnus Dei» — Агнец Божий — относится к Страстям Христовым; Христос жертвует собой, чтобы спасти человечество от греха, подобно тому как евреи приносили в жертву ягнят.
Композиция заимствована из полотна Леонардо да Винчи, которое не сохранилось до настоящего времени. Название картины происходит от цветка на столе, хотя теперь цветок считается поздним добавлением
И что здесь не так?
На самом деле учёные уже давно спорят о том, является ли картина оригиналом Рафаэля. Новый метод анализа, основанный на алгоритме искусственного интеллекта, встал на сторону тех, кто считает, что по крайней мере некоторые мазки были выполнены рукой другого художника. Об этом пишет sciencealert.com.
Исследователи из Великобритании и США разработали специальный алгоритм анализа на основе произведений, которые, как нам известно, являются результатом кисти Рафаэля. Учёные научили ИИ очень детально распознавать его стиль, начиная с мазков кисти, цветовой палитры, теней и каждого аспекта работы.
Во время исследований выявилось, что этот метод имеет уровень точности 98 процентов, когда дело доходит до идентификации картин Рафаэля. Обычно ИИ исследовал целые картины, но здесь команда также попросила его посмотреть на отдельные лица.
Мадонна, Младенец и Святой Иоанн кажутся созданными рукой Рафаэля. Но в случае Святого Иосифа это не так. Ещё ранее учёные заметили, что лицо святого Иосифа сделано хуже, чем другие лица в рамке.
А кто мог нарисовать святого Иосифа?
В результате исследования ИИ показал, что основная часть картины написана самим Рафаэлем. Однако лицо Иосифа, с высокой вероятностью, нарисовано не им. Учёные предполагают, что лицо Иосифа мог рисовать один из учеников Рафаэля, Джулио Романо. Хотя это далеко не факт.
«Мадонна делла Роза» была написана на холсте в 1518–1520 годах. В середине 1800-х годов искусствоведы начали подозревать, что Рафаэль мог написать не всё произведение искусства. Теперь эти подозрения почти наверняка подтвердились.